вторник, 4 марта 2014 г.

РАМИЗ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ МЕЧЕТЬ

Игорь ДУЭЛЬ

У христиан и мусульман – один Всевышний

Рамиз Ибрагимов родился в Баку, но из пяти десятков лет, что прожил на свете, более двадцати пяти – с той поры, как закончил вуз и отслужил в армии, – работает в Сибири, в Нефтеюганском регионе. Был и электриком, и главным механиком управления технологического транспорта, и мастером по подземному ремонту скважин, и начальником жилищно-эксплуатационного участка. Однако любая его работа так или иначе оказывалась связана со строительством.

А когда стал Рамиз Ибрагимов на промысле «Приразломный» заместителем начальника по общим, производственным и социальным вопросам, выпало ему завершать строительство вахтового поселка Белый Яр, вблизи реки Салым.



Казалось бы, при таком-то размахе деятельности не было у зама начальника ни сил, ни времени даже подумать о чем-нибудь постороннем. Однако если вы спросите про Ибрагимова в поселке Пойковский, то вам, скорее всего, скажут: «Как же, знаем! Это Рамиз, который построил мечеть».

Вероятность того, что вы услышите именно такой ответ, весьма велика. Хотя бы потому, что среди жителей Пойковского представителей народов, исповедующих ислам, десять тысяч человек. Это 45 процентов от общего числа поселкового населения. Все они объединены в мусульманскую общину, которая играет в жизни Пойковского заметную роль. И уж, конечно,  в любой семье живущих здесь татар, башкир, азербайджанцев, чеченцев, ингушей, киргизов, узбеков, таджиков, казахов про строительство мечети знают все – от первоклашек до старцев. Однако сам Рамиз с таким определением своей роли не согласен. Он говорит:

– Сказать, что я построил мечеть, было бы неправильно. Я принимал активное участие в строительстве – вот это правда.

Кому именно пришла в голову идея возвести в Пойковском мечеть,   сегодня уже не установишь. Скорее всего, она зародилась сразу во множестве умов. Но вряд ли кто оспорит, что толчком для ее появления стало начало строительства на окраине поселка православного храма.  По этому поводу Рамиз самокритично заявляет:

– Христиане оказались более активными и дисциплинированными, чем мусульмане. Они сразу взялись за дело. Мы же долго между собой разбирались: как строить, кому строить, с чего начать.

Наконец, обсуждения были закончены, и мусульманская община приняла решение, что Ибрагимов должен стать исполнительным директором строительства. Было проведено совещание в местной администрации, с руководством объединения и представителями общины. На нем Ибрагимов доложил предварительную смету расходов. Провели переговоры с начальством, и пойковским мусульманам было сообщено: нефтяники выделяют на строительство мечети два миллиона рублей.

Остальное было делом техники. Нашли проектировщиков, подрядчиков. Однако, опять извечное: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Когда уже все было готово к началу работ, выяснилось, что в ближней округе нет строительных материалов, достойных того, чтобы украсить здание, где человек общается с Всевышним.

Рамиз Ибрагимов, который с момента вхождения нефтяников в необычное для них дело стал выполнять как бы двойную функцию – был здесь и представителем общины, и представителем руководства, – решил проблему, так сказать, по-партизански.

– С начала июля у меня не было ни одного выходного дня, – признается он. – Как наступает суббота, сажусь на свою машину и еду то в Екатеринбург, то в Челябинск, то в Тобольск. Так и удалось закупить 90 процентов из того, что было необходимо, – отделочные материалы, пластик, черепицу для крыши. Гонять приходилось – будь здоров. Путь-то не близкий, а в понедельник утром я, как штык, должен быть на промысле: мою-то работу никто за меня не выполнит…

Когда мне стало известно о столь тяжких трудах руководителя строительства мечети, сам собою возник вопрос:

– А вы верующий мусульманин?

Ответ Рамиза был пропитан мудростью пророка:

– Всякий человек верующий. Даже тот, кто числит себя в непримиримых атеистах, когда ему бывает плохо, обращается мыслью к Всевышнему. Значит – все верующие. Только иные до поры, до времени не осознают этого…

И еще спросил я Ибрагимова: а не ведет ли появление в Пойковском и православного храма, и мечети к расколу жителей поселка на два враждующих лагеря? Он посмотрел на меня с искренним сочувствием, как смотрят на больного тяжким недугом.

– Раздора между христианами и мусульманами нет и быть не может. И наш Пророк, и Христос учат людей добру и любви. Значит, если смотреть в корень, можно сказать, что христиане и мусульмане – это единоверцы. Верим, по сути, одному Всевышнему, но по-разному. И это не разделяет, а объединяет людей. Вот если бы у христиан появился храм, а мусульманам негде было бы молиться, тогда обид, а значит, и раздоров не избежать. Ради того, чтоб этого не случилось, и стоило потрудиться. А когда каждый получил своё, нет основания для ссор.



Позднее я заговорил об этом же с православным священником и муллой.

Отец Григорий несет слово Божье в Пойковском.

– Многие жители поселка посещают храм?

– Если сравнивать с количеством населения, приход получается немаленьким. Хотя он, конечно, значительно меньше, чем в Нефтеюганске, где церковь постоянно переполнена. Для верующих строительство нашего храма – подарок огромной значимости. И мы постоянно вспоминаем с благодарностью тех, кому этим обязаны. Ведь церковь – не просто красивое сооружение. Это дом Божий, живущий своей жизнью – богослужебной, молитвенной.

– Велико ли число тех, кто принял крещение?

– Начиная с 1988 года, когда люди получили возможность свободно ходить в церковь, поток желающих принять православную веру не иссякает. Конечно, мы не просто проводим обряды крещения, но объясняем суть учения Христова. Очень важно, чтобы каждый вновь обращенный понимал, что в храм идут ради молитвы, исповеди, ради общения с Господом. Иногда родители, которые приносят крестить новорожденных младенцев, сами затем принимают православную веру.

– Какие взаимоотношения у вас с местным муллой?

– Добрососедские. Это в традициях православия. Собственно, в России никогда не было конфликтов нашей церкви с исламом. И те люди, которые пытаются ныне доказать, что русскому народу присущ национализм, шовинизм, религиозный фанатизм, явно грешат против истины. Напомню, что в России, в отличие от Западной Европы, никогда не было инквизиции, не было жестких притеснений за религиозную принадлежность. Ислам же существовал у нас с тех давних времен, когда Древняя Русь была еще данником Золотой Орды. А после падения Орды в русские земли бежали многие представители ислама. Число мусульман в составе России увеличилось и в период движения русских на Восток. Хотя в целом государство было православным, но ни в какие времена церковь не оказывала на мусульман какого-либо давления. Естественно, что и мои отношения с муллой Хатыбом строятся на принципах доброжелательности и взаимного уважения. Мы время от времени встречаемся в районной администрации, в других общественных местах. Общаемся, если можно так выразиться, на обычном общечеловеческом уровне.

– Наверное, у вас на такой небольшой территории немало точек соприкосновения?

– Да, такие точки есть. Прежде всего, они связаны с утверждением нравственности, прочности семейных устоев, борьбой против распространения наркотиков. Со всем, что именуется «общественным служением». В этих вопросах наши позиции совпадают. Но каждый выполняет свою миссию так, как ему заповедано. Православная церковь в более крупных населенных пунктах открывает свои гимназии. Есть православная гимназия и в Нефтеюганске. Там изучают не только Закон Божий, но и все общеобразовательные предметы. В этом заведении вы не услышите бранных слов, не увидите стен с непотребными рисунками, отметите в поведении подростков умение достойно держаться, уважительное отношение к старшим.

В своем приходе мы тоже уделяем немало внимания молодежи. Скажем, летом проводим походы, чтобы дать возможность юношам и девушкам непосредственно общаться с природой края. Надеюсь, что такими деяниями мы сможем не одного молодого человека уберечь от дурного влияния улицы.

Или вот еще об общественном служении. Когда произошло наводнение в Красноярском крае, много было разговоров о помощи пострадавшим. Но, насколько мне известно, реально помогли и одеждой и деньгами только прихожане, услышавшие об этом от своего духовного пастыря.



Имам Хатыб также служит в Пойковском.

– Вы приехали сюда, когда еще не было мечети. Как вам удавалось в то время выполнять свое предназначение?

– Администрация района выделила мне квартиру, которая использовалась как молитвенный дом. Там совершались обряды, там я жил с семьей. Потом по воле Всевышнего и при помощи нефтяников была построена мечеть. Сейчас нам есть где совершать богослужения.

– У вас много верующих?

- Да, слава Всевышнему, мечеть не пустует. Исполняем обряды наречения, бракосочетания, проводы умерших, отмечаем праздники. Люди тянутся к религии. Поэтому завершения строительства мечети многие ждали с большим нетерпением. Ее открытие стало большим праздником всего мусульманского населения поселка. Убежден, что объединение верующих содействует очищению нравов, отношения с представителями других народов становятся более добрососедскими. Ведь само возведение мечети – это проявление уважения к нам, к нашей вере. Мы отвечаем тем же. Важно отметить и то, что между христианством и исламом много общего. Корни у нас одни: один праотец – Адам, одна праматерь – Ева. Мы, как и христиане, призываем к добру, милосердию, взаимопониманию. Есть в Коране такой аят: «Не разделяй религий». Всевышний повелевает нам постигать его милость - жить в дружбе с представителями других народов и племен. Пророк нам заповедал: обязанности перед соседом – обязанности перед Всевышним. Это один из столпов ислама.

– Вам не мешает то, что в Пойковском две мировые религии сошлись буквально на одном «пятачке»?

– Когда открывали церковь, я получил приглашение от руководства Тобольской епархии принять участие в этой церемонии. В ходе ее познакомился с нашим священником и многими православными служителями. Был я приглашен и на трапезу. В ходе этих встреч нашли общий язык, выяснили, что в делах мирских у нас много общих забот.

– А как ваши прихожане относятся к близости православной церкви?

– С большим интересом. Меня часто спрашивают, можно ли мусульманину зайти в христианский храм. Я отвечаю: можно. Ведь это тоже дом Божий. Я и сам однажды присутствовал там на богослужении. Получилась очень интересная экскурсия.

– Значит, вы считаете, что в условиях Пойковского нет тех противоречий между религиями, которые возникают в некоторых регионах мира?

– Иначе и быть не может. Мы строим свои отношения на понимании общности многих целей и на взаимной доброжелательности.

10 марта 2010 г.

Комментариев нет :

Отправить комментарий