вторник, 4 марта 2014 г.

ЗДРАВОМЫСЛИЕ

Если сбывается мечта националиста - уничтожаются «нации-антагонисты», то и сама его нация перестает существовать, считает профессор Андрей Здравомыслов. «Национализм» - это не столько признак угрозы для ненавидимой нации, сколько признак того, что у «ненавидящей» нации дела не в порядке.

АНДРЕЮ ГРИГОРЬЕВИЧУ

ЗДРАВОМЫСЛОВУ

исполняется 80 лет.

Поздравляем!

Факты биографии

1953 - окончил философский факультет Ленинградского Государственного Университета.

1959 - окончил аспирантуру этого же факультета.

1960 - защита кандидатской диссертации: «Категория интереса в марксистской социологии».

1960-1967 - зам. заведующего лаборатории социологических исследований ЛГУ. 1969 - защита докторской диссертации «Теоретические и методологические проблемы изучения социальных интересов».

1967 - 1969 - заведующий кафедрой марксистско-ленинской философии ЛВПШ, руководитель лаборатории социологического анализа партийной работы в ЛВПШ.

1968 - 1974 - заведующий сектором методологии и техники социологических исследований АН СССР.

1974- 1991 - старший научный сотрудник Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, в 1991 г. - зав сектором социологии партии в институте теории и истории социализма ЦК КПСС.

1991- 2003 - Директор Центра социологического анализа межнациональных конфликтов Российского независимого института социальных и национальных проблем, с 2003 - главный научный сотрудник.

2005 - главный научный сотрудник Института социологии РАН, с 2001 года - совместительство в ГУ ВШЭ, кафедра общей социологии, профессор.

С 1991 года пожизенный член Международной социологической ассоциации.

Книги

2008

Социология: теория, история, практика. М. «Наука».

2006

Хрестоматия по общей социологии (100 текстов). (Составитель и автор вступительных статей в сотрудничестве с Н. И. Лапиным) М. «Высшая школа».

2003

Человек и его работа в СССР и после (в соавторстве c В. А. Ядовым). М. Аспект-пресс. Немцы о русских на пороге нового тысячелетия. М. РОССПЭН.

1999

Социология российского кризиса. М. «Наука».Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М. Аспект-пресс.

1998

Осетино-ингушский конфликт. Перспективы выхода из тупиковой ситуации. М. РОССПЭН.

1997

Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М. Аспект-пресс.

1996

Социология конфликта. Учебное пособие для студентов вузов Третье издание (доработанное и дополненное).Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект пресс.

1995

Социология конфликта. (Россия на путях преодоления кризиса). (2-е издание, дополненное) М. «Аспект Пресс».

1993

Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. Социологическаяассоциация. Волго-Вятский кадровый центр. Нижний Новгород.

1989.Очерк теории социализма (заместитель руководителя авторского коллектива, автор). М.Политиздат.

1986.Потребности. Интересы. Ценности. М. Политиздат.

Сведения -  с официального сайта Института социологии РАН www.isras.ru, которому (институту), кстати, в этом году исполняется 40 лет, с чем мы и поздравляем всех российских социологов.
Только в последнее время в стране начали открывать уголовные дела по преступлениям, совершенным на почве национальной или расовой неприязни. По-видимому, и во власти наконец начали понимать, что если Россия кончится как страна, населенная разными людьми – по национальности, верованиям, образу мыслей, то в первую очередь – из-за злобы и ненависти части нашего населения именно к этой разности.

Предвестниками болезни уже давно стали множащиеся в числе фашисты и патриоты-погромщики, убийства среди бела дня “инородцев”. Очень показателен был поступок двадцати (!) депутатов Государственной Думы, которые расписались в своем антисемитизме – буквально, - поставив подписи под подстрекательским письмом в генеральную прокуратуру.

Если общество не осознает опасность для России подступившего социального бедствия и не найдет способы противостоять ему, мрачные прогнозы о ее судьбе с неизбежностью сбудутся.








В то время как мировая общественность, и российская в том числе, раз за разом устраивает ажиотаж вокруг национальных проблем, а именно - национализма, ксенофобии и прочих сложных состояний человеческой психики, в Москве, неподалеку от метро “Ботанический сад”, в тихом и солидном Институте национальных проблем сидит и работает выдающийся русский ученый Андрей Григорьевич Здравомыслов. Пишет себе статьи о национальных проблемах и искренне удивляется: почему эти проблемы никто так до сих пор и не воспринял, как должно?

Ведь как обычно у нас они воспринимаются, межнациональные конфликты, например?

Существует,  мол, одна  нация и существует  другая. И одна  ненавидит другую. Проблема заключается в том, чтобы выяснить причины ненависти и, самое важное, не позволить ей вылиться в войну, геноцид, притеснения по национальному признаку и тому подобные ужасные вещи. И вот разумно мыслящие общественные деятели всех континентов бьются над этой проблемой с переменным успехом. Решение же предлагается примерно такое: терпеливо объяснять ненавидящей нации, что ненавидимая нация на самом деле не такая уж плохая. И когда ненавидящая нация это, наконец, понимает, то конфликт вроде бы и гаснет.

Здравомыслов предлагает взглянуть на это иначе. Для этого он придумал “релятивистскую теорию нации”. Центральной ее категорией является понятие национального самосознания. “Национальное самосознание” для Здравомыслова – это совсем не тот расплывчатый и непонятный конструкт, который мы уже несколько лет безуспешно ищем. Речь идет именно о сознавании народом самого себя как некоторой общности, отличающейся от других. Переиначивая известную фразу, можно сказать, что “я Петр, потому что не Павел” - так мы определяем себя как члена национальной группы. Вот и чувство национального самоопределения никогда не является только восприятием собственного народа или собственного национального бытия. Оно всегда соотносится с восприятием других наций.  С точки зрения Здравомыслова, русские только потому являются русскими, что существуют немцы, французы, американцы и другие национально-этнические группы, с которыми они постоянно себя соотносят: “Мы – русские, значит, мы не немцы, не французы, не американцы” и т. д. И, следовательно, решать национальные проблемы надо так: терпеливо объяснять “ненавидимой” нации, что “ненавидящая” через эту ненависть просто самоутверждается. А бояться надо не ненависти, а реальных опасностей.

Важной ошибкой людей, занимающихся национальными проблемами, является рассмотрение нации только в свете исторического прошлого. Обратите внимание: как только заходит разговор о нации, так сразу – о “корнях”. Главное же основание существования наций в современном мире заключается, с точки зрения Здравомыслова, в восприятии нациями друг друга как сообществ. Ведь все национально-этнические общности, населяющие Землю, “знают” о существовании друг друга и вступают друг с другом в сложнейшие отношения. Причем у каждой национально-этнической группы имеется свой собственный круг национальных или этнических сообществ, с которыми идет постоянное культурное и психологическое сопоставление. Это сопоставление и является содержанием национального самосознания. То есть русские обладали бы иным национальным самосознанием, если бы не было, например, немцев в качестве врагов России и СССР в первой и второй мировых войнах. Немцы также обладали бы иным национальным самосознанием, если бы не опыт этих двух войн и предпринятая гитлеровским режимом попытка «окончательного решения еврейского вопроса». Для современных же немцев, по свидетельству социологов, характерно переживание ответственности за преступления нацистов, сопряженное с комплексом вины по отношению к евреям. Кроме того, согласно исследованиям Здравомыслова и коллег, среди определенной части немцев наблюдается стремление к преодолению национальной идентификации в пользу идентификации общечеловеческой или, говоря нормальным языком, многие немцы предпочитают быть не немцами, а «общечеловеками», чтобы избавиться от этого неприятного чувства вины.

Профессор Здравомыслов утверждает, что национальное самосознание - вещь динамичная, так что, в частности, бесполезно искать его в какой бы то ни было патриархальной ветоши. Конечно, сохраняется базовый образ «иных наций», фиксированный в стереотипах, но эмоциональная составляющая этого образа оказывается весьма изменчивой от поколения к поколению. Опять же на примере немцев: если послевоенное поколение соотечественников ненавидело даже немецкую речь, то среди современных русских отношение к немцам вновь устойчиво положительное.

Более того, не только национальное самосознание, но и чувство этнической принадлежности не остается неизменным. Вчерашний русский в результате прорыва информационной блокады вдруг узнает, что он вправе считать себя мордвином, и с радостью принимает это известие.

Да, нации, несомненно, существуют, и существуют их отдельные представители. Но вот считать себя таковыми им позволяет только существование других наций, и если, допустим, сбывается мечта националиста - уничтожаются «нации-антагонисты», то и сама нация перестает существовать, так как, не зная с кем соотнестись, просто теряет определенность. Более того, если все люди благодаря действию какой-то неведомой силы вдруг объединятся в одну нацию и не будет больше национальных различий, как все тут же начнут... разделяться по признакам, которые в скором времени будут снова названы «национальными» или как-то вроде этого.

Все эти закономерности Здравомыслов и его коллеги тщательно изучали в своем институте, сопоставляя самовосприятие различных этносов и их восприятие друг другом. Исследования по релятивистской теории нации не касаются политической или экономической подоплеки «национализмов». Они доказывают лишь, что «национализм» - это не столько признак угрозы для ненавидимой нации, сколько признак того, что у «ненавидящей» нации дела не в порядке.

Итак, национальная принадлежность может существовать только при условии сравнения с другими нациями. Действительно: нет, наверное, в России больших знатоков еврейских обычаев, чем ярые антисемиты.Теперь этот загадочный феномен получил вполне научное обоснование.


Майя КУЛИКОВА

Комментариев нет :

Отправить комментарий