суббота, 1 марта 2014 г.

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ

В своих поисках и трудах Ю.П. Азаров ищет опору в мыслях его любимых русских мыслителей. И, как у него принято, старается вживе увидеть их и запечатлеть в красках на холсте. Помещаем здесь несколько портретов его кисти.

Напоминаем, что  в нашем журнале уже обнародованы еще четыре публикации, раскрывающие мир идей и трудов Ю.П. Азарова: «Может ли Россия стать страной патриотов?», «Он знал: разум и звезды неразделимы», «Женщина погубит мир? Или спасет?» и «Мы живем в бесслезное время» (в подборке «Почему наши детки улетают на небко?»).

Это уже традиция. Регулярно время от времени кабинет министров рассматривает концепцию модернизации образования. Государственные мужи любят при посещении школ и университетов произносить приличествующие случаю слова: о вызовах времени, о судьбах Отечества, о ценностях цивилизации. Об одном при этом никогда не услышишь – о ребенке, который, хочешь, не хочешь, быстро становится взрослым. Нам нравятся наши дети? Мы удовлетворены тем, что из них вырастает? Тем, что часть их идет (или попадает) в фашисты, в погромщики?.. А если нет, то какие на самом деле нужны перемены? Ни тесты вместо экзаменов, ни новшества в программах на эти вопросы не отвечают. Между тем, по утверждению московского профессора Азарова, в каждом человеке есть божественность. И она может проявиться (было бы желание). Или не проявиться. Профессор всю жизнь посвятил этим поискам. И на практике учит раскрывать эту имеющуюся в каждом сущность в себе и в других. Многие из педагогов Москвы знают о его специфических семинарах. Наш корреспондент побывал на одном из них.


Ох, давненько я не конспектировал профессорские речи!.. Однако рука быстро вспоминает наработанные в студенчестве закорючки и сокращения – и дело идет. Только профессор какой-то странный. Чего он там рассказывает вместо лекции?.. Впрочем, многие профессора с прибабахом. Запишем – потом разберемся.

Из конспекта лекции доктора педагогических наук Юрия Азарова:

…Как вы считаете, чего я хочу добиться, общаясь с вами?

-Пробудить в каждом присутствующем талант.

- Правильно, но это не может быть основным.

- Проверить, насколько то, что вы проповедуете, полезно для  сегодняшней молодежи.

-Ну, и это тоже.

-Я думаю, ваша цель – открыть перед нами какие-то перспективы.

-Предположим. Но главное – очень простая штука: я хочу получить удовольствие. И доставить вам удовольствие. Если это удастся, то получится и все остальное.  Человек, получающий удовольствие, и человек, не получающий удовольствия, - это два разных измерения. Если я не получаю удовольствия, у меня не получится ничего ни в педагогике, ни с чистым листом бумаги – в живописи или писательстве. И у вас тоже.

Задолго до этого дня, будучи в Европейском университете права, случайно вычитал в расписании группы ДЮ-2001 наименование занятия (на три “пары” подряд!): Раскрытие талантов – доктор педагогических наук, профессор, писатель, художник  Азаров Юрий Петрович.

…Кому же не хочется раскрыть свои таланты! Но не я один такой умный. И сегодня, помимо законно приглашенных студентов Европейского университета  права, сюда вместе со мной явились “по знакомству” и еще один журналист, и студентка пединститута вместе с тамошним доцентом психологии, и коллеги Азарова, и целая семья из трех человек...

Конечно, я немного лукавлю. Раскрытие собственных талантов для меня – дело даже не второе (поздновато спохватился). Главное, я вспомнил, что знаю имя педагога Азарова не менее тридцати лет. Его тогда прославляли прогрессивные педагогические журналисты и шпыняла, как могла, советская власть. И ему пришлось собственную теорию проверять, прежде всего, на себе самом: сначала стать писателем. А потом и художником. Между прочим: пять из десяти его романов ныне изданы общим тиражом около четырех миллионов экземпляров, а его живописные работы только в США выдержали 17 экспозиций.

И что же, получается, что раскрытие талантов  можно “поставить на поток”?.. Сам  Азаров технологию этого дела называет трансцендентальной педагогикой. Когда я разным людям произносил эти слова, многие пугались…


Из конспекта
Кроме получения удовольствия, я предполагаю решить сегодня вместе с вами несколько сверхзадач. Решение сверхзадач – главный метод развития человеческой личности. Сверхзадача – это ноша, которую вы берете на себя, обязательно чуть больше той, которую вы можете поднять. Фолкнер, например, сказал о Хемингуэе, что тот убил свой гений своим талантом: всегда брал ношу, которую легко подымает.

Если, предположим, вы ставите перед собой задачу – освоить юридические науки по такому-то направлению, рассчитанные в университете на три года, за полгода, - это будет сверхзадача.  Или почему бы вам не перейти на индивидуальное обучение и не написать собственные программы, по которым вы бы вообще закончили университет на два года раньше?  Это реально. Или вы решите: я хочу быть самой красивой девушкой в этом мире. Это тоже сверхзадача. Или: я хочу создать семью такую, чтоб мы всю жизнь любили друг друга, и чтобы у нас были прекрасные дети, которых я буду любить и моя жена будет любить; да, я мечтаю о Великой любви. И это сверхзадача.

У меня сверхзадача появилась, когда меня в очередной раз изгнали с работы (а меня семь раз прогоняли). Я подумал тогда, что должен сделать что-то такое, чего никогда не делал. И решил: напишу книгу. Если Достоевский создал за двадцать дней “Игрока”, то и я за свой отпуск, 24 дня, должен родить роман. Сел в самолет и прямо в нем начал писать, еще толком не зная о чем. И вернулся из отпуска с рукописью “Соленга”, которая стала печататься в журнале “Север”, в “Новом мире”, а потом вышла отдельным изданием. И я был счастлив несказанно. Мне многие говорили тогда: зачем это нужно, ты уже овладел педагогикой, журналистикой. А я сказал: хочу написать картины по мотивам моего романа. “Так ты же никогда не занимался живописью!” - “Ну и что? Это моя сверхзадача”.

…Человек в кирзовых сапогах, из глухой деревни, пришел во ВГИК. Над ним стали подсмеиваться: “Ты, собственно, кто такой – и говорить-то толком не можешь”. - “Я хочу быть драматургом и писать прекрасные пьесы, и буду играть в них главные роли”. Я про Шукшина говорю. Явный шизик. “А может, ты и музыку напишешь?” – “И музыку напишу!” Не успел, умер. Вот что значит решимость. У Маркеса спросили: ты хочешь писать романы, как Достоевский, как Толстой? Он сказал: нет, я хочу лучше! Это можно назвать наглостью, а можно – способностью поставить сверхзадачу.



Ну, мое-то поведение – точно сверхнаглость. Рассказывая по телефону о предстоящем занятии, профессор за два дня до него самонадеянно заявил: “А в конце вы у меня напишете маслом гениальную картину, пейзаж”. “А чего ж и не написать?” – заверил я простодушного педагога, напрочь скрыв от него правду: тройку по рисованию мне в школе выводили исключительно только из факта пятерок по литературе и математике, а живописный плакат “Чисти зубы каждый день!”, который я совершенствовал в пятом классе в течение первой четверти, наш добрейший Николай Михайлович принял у меня только с пятого раза в честь круглой годовщины 7 ноября.

Может, именно поэтому я в анкетке, розданной всем перед занятием, в графе “обладаете ли вы гениальностью?” написал “нет”. Хотя в другом пункте признал наличие у себя способностей. Я очень хотел быть объективным. В том числе и в оценке четырех различных цветов – их следовало расставить в порядке моих к ним симпатий. Ну, уж если в красном нет ничего хорошего – я ему честно и отвел четвертое место.

Из конспекта

…Так, анкетки. Петренко Маргарита. “Есть ли у меня гениальные способности?” - она написала “нет”. А кто написал “да”? Два человека. А остальные – скажите: высшие способности у вас есть? Это способности, которые характеризуют высокий уровень развития.  Высшие способности… Какой бы синоним к этим словам подобрать? Я бы сказал так: божественность. Это и есть гениальность. И проблески ее есть во всех нас. Знаменитый психолог Эриксон Милтон выдвинул идею: люди программируют сами себя. А педагог программирует детей в школе, считая их талантами или, напротив, тупицами. Недавно мы столкнулись с одной считающейся способной учительницей, которая на уроке говорит: “Да вы же идиоты, вы неспособны понять элементарные вещи…”.

Да, меня тоже некоторые дети способны раздражать. А один мой аспирант недавно сказал: “Вот вы написали статью о Пушкине, а Пушкин – это был такая сволочь, с точки зрения педагогов…” Энгельгардт, директор лицея, писал о нем: я в жизни не встречал такого непорядочно-безнравственного юноши, это исчадие ада. А друзья как к нему относились… У него было прозвище “Француз”, а в двенадцатом году  это отнюдь не значило, что он хорошо знал французский язык… Однокашник о нем писал: да это же ничтожество, идиот, с ним невозможно общаться, ни с того ни с сего он начинает ржать тебе в лицо, и не поймешь, почему он смеется. И о Лермонтове я могу много чего рассказать. Они были невыносимы для педагогов. Но те программировали в них талант. Если педагоги программируют в своих воспитанниках тупиц, - это страшно. А у нас такое сплошь и рядом.

Мы на всех этапах жизни уничтожаем в себе гениальность: воспитываемся в семье репрессивного типа, ходим в школу репрессивного типа, живем в обществе репрессивного типа.

…Я к чему веду: каждый из вас должен встать не только вровень с имеющимися способностями, но и выше! Итак, записывайте: формула процесса, который формирует гения или талант…

Мне встать вровень с имеющимися у меня способностями к живописи, наверное, не так уж трудно. Но мне нравится этот странный профессор, и ужасно не хочется подвести его. А ведь, как любят выражаться российские публицисты, иного не дано. И поэтому по мере приближения к практической части раскрытия талантов мне все больше хочется как-нибудь галантно слинять отсюда. Но, кажется, поздно. Профессор достает мою анкетку.

Из конспекта

Вот Александр Сергеевич. Крайне заниженная самооценка. Он этим самым уничтожает в себе свой дар. Все не совпадает. У меня при взгляде на него создалось впечатление, что это очень спокойный, уравновешенный человек. Оказывается, если судить по тесту, он крайне противоречив. Его буквально раздирают противоречия. Он стремится к покою – на первом месте у него это, а вместе с тем все буквально разрывается на части и покой как таковой рушится. Он готов пойти на любой поступок, лишь бы сохранить какое-то равновесие, внутренний баланс, но вместе с тем нет дерзости или даже дерзновения, без чего не может быть настоящего развития, а значит, и покоя.

Ну, наконец-то все тайное стало явным. Я подписываюсь под характеристикой, данной мне профессором, и с этой минуты не сомневаюсь в его компетентности – по крайней мере в раскрытии человеческой натуры. И вслушиваюсь в его раскованные речи с двойным вниманием.

Из конспекта

Как нужно относиться к себе, чтобы реализоваться? Самое главное – научиться любить себя, любить свои потенциальные возможности, то божественное, что есть в нашей душе. Второе – это отношение к людям, к другим как к самому себе. Если мы относимся к себе как к носителям божественных начал, то должны видеть их и в других. И третье – отношение к миру, к своим занятиям, - любовное; надо любить все, что вы делаете. Пусть это будет творчество, или приготовление пищи, или что угодно. Любить кисточку, любить ручку, любить все, что вас окружает.

Сложно научиться любить… Разные любви бывают. Я вот, кстати, вспомнил. Меня однажды возмутил один мальчик. Мы ездили на экскурсию, и там девочки - “ох, ах, какое море!” И я считал: вот это хорошее, правильное восприятие. А он сказал такую фразу: “А чего особенного, воды столько налито”… И я только потом, много позднее, годы спустя,  подумал: Господи, да это же гениальная фраза про море: “Воды столько НАЛИТО”.

Каждый ребенок и каждый из вас в чем-то гениален, ибо в каждом  - несхожесть с другими. Уникальная.

И вот вам большой-большой секрет. Мы живем среди тайных врагов, как это ни странно. И чем ближе человек к нам, тем он враждебней бывает - вот что любопытно. Люди подсознательно ненавидят друг друга. Поэтому надо всегда искать тех близких людей, которые оценят даже микропроявления вашей талантливости.

Был такой учитель Назганов. Физику преподавал. Он говорил родителям: все ваши дети будут учиться на четыре и пять. Чем он брал? А элементарно. Вот ученик пишет конспект – ну ничего там нет! А педагог подходит и говорит: “Ну, вы посмотрите, как он предложение написал, какая великолепная фраза!” И вызывал у человека подъем. Калабалин, воспитанник Макаренко, мне рассказывал. Тот пришел в тюрьму, где сидел Калабалин, которого решил взять к себе, и несколько раз повторил: “Калабалин! Какая прекрасная фамилия! Как великолепно звучит!”

Способность выдавать вексель раньше, чем что-то осуществлено, - это великое свойство щедрой души, которое проявляется и в любви, и в любых отношениях.

Вот обыкновенные случаи из работы Азарова. Ученика Федю исключили из гимназии, а до этого годами вдалбливали ему, что он ненормальный, и родителей убеждали в этом, психиатрическую экспертизу устраивали. Он на ней крикнул своим мучителям: “Расстрелять бы вас всех!” Ему сказали: “Вот и доказательство твоей ненормальности”.

Когда Федя рассказал это Азарову, тот ответил: “Я поступил бы так же, как ты”. Под руководством Азарова парнишка быстро добился удивительных успехов почти во всех дисциплинах и за один год закончил два класса.

Восьмиклассник Сережа запустил в школе все без исключения предметы. Учителя махнули на него рукой, родители в трансе, слезы, угрозы, истерики…Попав в институт Азарова, он занялся живописью, без труда подогнал учебный материал, увлекся философскими книгами. Заметим, что гимназия, в которой учился Федя, считается одной из лучших в Москве, а “фишка” бывшей Сережиной школы – углубленное индивидуальное развитие личности ребенка!

 Господи, как же нам не хватает учителей ά la Азаров, воскликнут тысячи родителей, дочитав до этого места. И будут правы.

…И все же когда у нас дойдет до рисования? Из-за страха перед ним сижу как на иголках… Но, кажется, сейчас мне все объяснят.


Из конспекта

Какие правила ведут к тому, чтобы раскрыть свою гениальность? Запишем некоторые из них. -Поверь в свой талант и никогда не предавай его. Такое предательство – частое в России. Немного не получается – и человек отступает, свою любовь посвящает чему-то другому, соблазнам – один выпивке, другой наркотикам, третий просто пустому времяпрепровождению.

-Повышай свой статус и самооценку, уровень человеческого достоинства.

Я в лагере “Орленок” провел одну смену. Там были француз, американец, англичанин и наши русские девочки и мальчики. Помню Сережу из Новосибирска – великолепный игрок в баскетбол, косая сажень в плечах. А на вопрос, смог ли бы он быть капитаном баскетбольной команды, мямлит: “Да нет, какой же я капитан…”. Типично российское отношение к себе. А Марк Махани, 14-летний мальчик из Калифорнии, говорит: “Я смогу. Во-первых, раз другие могут, значит, и я способен; а во-вторых, я умею справедливо распределять роли и организовывать. Я честно отношусь к другим”. В общем, нашел у себя кучу заслуг и достоинств.

Наша девчушка четырнадцати лет. Сплошное очарование. Умна, красива, все время внутренне играет и прочее. А на вопрос, красива ли она, говорит: “Да нет, какая я красивая”… Француженка – маленькая, карлица, рот вот такой вот, глаза какие-то скошенные - убеждена, что она красавица.

У того, кто считает, что у него есть достоинства, больше шансов раскрыться. А неуверенность в себе – это неспособность реализовать себя, это причина многих бед, в том числе суицида. От безысходности и тоски люди вешаются, выбрасываются из окон, ложатся на рельсы, стреляются. Суицид в нашей стране значительно помолодел. Уже дети второго класса думают о смерти. Смерть бывает в разных видах. Когда вы убиваете свое дарование, свою любовь, свою свободу, это тоже смерть – вы идете к ней.

(Далее позвольте привести несколько правил без расшифровки. Сами подумайте.)

-Высокая самооценка должна быть направленной против ложных амбиций, гордыни и чванства.

-Вооружись долготерпением.

-Высоко поднимай планку и иди к своей тайной победе постепенно.

-Находи высокие духовные и технологические решения.

-Доверься душе своей, которая сама найдет способы самонастроя.

-Многократно повторяй неповторимые мгновения наслаждений.

-Люби свою исключительность, но не в ущерб другим.

-Самоукорение – метод твоего развития.

-Ненависть и озлобленность в любых дозах убивают дарование.

-Заботься об имени своем, о лике.


Собственно, осталось рассказать только о рисовании. Юрий Петрович велел нам взять по листку бумаги, закрыть глаза, отключиться от любых мыслей и поводить бесцельно карандашом или ручкой, как сама рука поведет (лишь бы ей, руке, было удобно и приятно). Пока мы это делали, профессор успел объяснить, что главное в механизме творчества - цепочка: Интуиция – Вера – Знание – Мышление – Деятельность – Новый приток интуиции. Маркс назвал интуицию побочным продуктом, а Ложкин, наш большой философ, считал ее источником и главной основой человеческого познания. Рационализм, особенно в педагогике, губителен, он ведет в тупик. Потому что уничтожает две самые главные ценности – свободу и любовь.

- Сейчас каждому из нас нужна вера во что? В то, что я смогу создать оригинальное, неповторимое произведение. Почему? Потому что мир каждого из нас неповторим и оригинален. И задача заключается в том, чтобы довериться.  Чему? Своей руке! Она так же мыслит, как и голова, а  может, даже и тоньше. Она умеет распознавать сущность по движению. Маленькое упражнение: кто изобразит рукой движение молнии? Ну вот. Рука улавливает характер движения. А попробуйте изобразить его словами…

...Далее каждый в своих каляках-маляках должен был разглядеть нечто доминирующее в них и обвести жирно это нечто. У меня этим оказалась русалка, замершая на дне моря. Азаров посмотрел на нее и сказал, что это хорошо. По мере того, как я закрашивал картинку, русалка все более и более где-то растворялась. И тогда я понял, что пора остановиться в творческом поиске, а произведение назвать так: “Спрятавшаяся русалка”. И приниматься за новую работу – уже по другой творческой технологии.

…И я вдруг потребовал: “Дайте мне еще красок! И белил”. Возмутился: “А почему у меня нет фиолетового? Дайте мне скорей фиолетовый!” И когда я понял, что можно запросто одну краску перекрывать другой – и ничего непоправимого не случится, мне не хотелось закругляться с этим делом. Потому что на смену идиотским волнениям вдруг пришли такие спокойствие и умиротворенность, что казалось: чем дольше я буду возюкать кисточками, тем мне будет спокойней и спокойней, пока, наверное, не наступит рай…

Вас, конечно, интересует, что у нас на самом деле получилось? Отвечу одним словом: получилось.

Потому что для педагога Азарова живопись – не самоцель. С помощью искусства он вызывает в человеке вспышку иррациональных сил. И использует эти силы в своих, педагогических целях. После таких занятий, рассказывает он, у большинства молодых людей меняются ценностные ориентации, отношение к себе и жизни – в лучшую, более жизнерадостную и социально приемлемую сторону. Вот типичные ответы участников подобных просветительских бдений: “Со мной что-то произошло, точно меня подменили...”, “Во мне будто что-то открылось, в чем я еще не могу разобраться... Но мне хорошо...”, “Я теперь знаю, как жить”.

Лично я из этих впечатлений с легким сердцем повторяю одно: “Но мне хорошо…” А трансцендентальная педагогика… Оказалось, это всего-навсего способ раскрытия высших способностей человека. Делов-то…

                                                         Александр ЩЕРБАКОВ

P.S. Хочу быть честным. Репортаж, который вы прочли, писался довольно трудно. Но… все последующие газетные материалы, делающиеся по доброй воле или по заданию редакции, стали рождаться легко и… радостно. Профессор Азаров пожимает плечами: обычное дело.  

Комментариев нет :

Отправить комментарий