понедельник, 10 марта 2014 г.

БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ – И РОДИНЕ СТАНЕТ ЛУЧШЕ


Наталья Евгеньевна Копсова (Хвостюк) родилась и училась в Москве, с отличием окончила Московский Инженерно-строительный институт. В 1990 году уехала в Великобританию, а с 1994 года проживает в Норвегии, где получила образование компьютерного графика и системного инженера. Опубликовала несколько десятков публицистических статей в изданиях: «Огонёк», «Россия», «Работница», «Здоровье», «Литературная газета», «Версия», «Век» и др. В литературном альманахе «Тени странника» - приложении к журналу «Юность» напечатана ее повесть «Русская жена». В настоящее время проживает в г. Осло, работает проект-консультантом для системных пользователей, имеет двух детей.

Лишь бы не было всемирного катаклизма или ядерной войны – и скандинавы точно вскоре будут жить при коммунизме. Наверное, великий Ленин им (особенно Норвежской рабочей партии, которая в основном рулила последние десятилетия) строго сказал бы: «Неверной дорогой идете, товарищи!». Что это за социализм (а еще и коммунизм!) - без диктатуры пролетариата, изживания из страны ученых, кровавого раскулачивания, десятков миллионов расстрелянных и умученных, без «пролетарского интернационализма» -  порабощения соседних народов и т. д. Архинеправильный, соглашательский, меньшевистский коммунизм.

Однако цивилизованному миру и самой идее социализма, опоганенной большевиками-ленинцами и КПСС, очень даже повезло со скандинавами. Все увидели: можно создать разумное, справедливое общество человеческими способами, без социальных маньяков, садистов и упырей, вроде Сталина, во власти. Для этого нужно приложить к жизни демократию (естественно, не «социалистическую», «суверенную» или еще какую поддельную), веру (в скандинавском случае – это христианская-лютеранская) и культуру. Для начала все это нужно завести в своем доме – в натуральном, а не суррогатном виде.

Мою русскую подружку с мужем в роли представителей Первой Страны Пробного Социализма пригласили на заседание актива то ли центристов Социалистической левой партии Норвегии, то ли левого крыла Социал-либеральной партии все той же страны викингов. Я с удовольствием выслушала ее рассказ о великосветском коктейль-собрании в чьем-то частном бассейне, но только как-то упустила из вида, ради чего, собственно, активисты вообще купались. «Ну, как же? - изумилась подружка моей невнимательности. - Там торжественно объявили, что социализм в Норвегии построен, а теперь пришла пора приступить к строительству коммунизма».

Оказалось, водными процедурами, легкими спиртными напитками и фруктовыми салатами здешние социалисты поздравили себя с началом новой эры. Они, скандинавы, стали в этом деле первыми. А и вправду, чего им не радоваться. Нефти в Норвегии, в пересчете на душу населения, с включением иммигрантов, хоть залейся (примерно столько же, сколько в России на каждую русскую душу плюс души СНГовские). Так почему бы и не осуществить принцип: «Каждому по потребностям, от каждого по способностям»? Тем более что потребности у подавляющего большинства людей не столь уж и эксцентричные. Их чаяния чаще всего сводятся к следующему нехитрому набору: благоустроенная квартира или дом; приличная мебель; сохраняющая время, силы или приносящая удовольствие техника; машина или две - для мужа и жены; теплый гараж, дача в тихом месте либо катер-катамаран. Плюс финансовая возможность податься в отпуск куда-нибудь подальше от постоянного места жительства; достаточный уровень образования; не особо загрязненный воздух и прочая среда; правительство – чтобы, главное, жить не мешало. Вот, пожалуй, и все. Если не валять дурака, а работать, как до этого, то очень даже достижимо. А что в скандинавских странах социализм с их нордическим лицом и темпераментом уже готов - это факт, я и моя подруга, и ее муж подтверждаем.

И знаете, что я думаю, глядя на безмятежные и бестрепетные нордические лица? Вовсе не нефть главный источник норвежского благоденствия, а – норвежцы.



И еще одно соображение: не глупо ли нам пытаться делать все как в Америке только потому, что наши страны несколько схожи по численности населения? Это почти то же, что пытаться во всем подражать незнакомцу с приблизительно нашим ростом. Может статься, что рост - единственное, что у вас схоже, а все остальное разное. Я вовсе не о том, что в США все неправильно, нет! Может, там замечательно, но, мне кажется, нам-то не очень подходит. Вот не идет - и все тут...

Славяне, наши предки, много поколений назад умно просекли суть викингских коммун с их социалистической ориентацией и пригласили суровых варягов установить на Руси такие же. И не исключено, что изначальный-то посыл был плодотворным…



Ныне на Западе модно полемизировать примерно на такие темы: впадет Россия в окончательное варварство или сумеет его избежать? Или: сильны ли русские ныне и если да, то в чем. К чести дискутирующих можно отметить, что подобные публичные обсуждения носят оттенок удивленного сожаления и недоумения: как же при таком-то уровне образованности, неисчислимых ресурсах, огромном культурном наследии, прекрасной способности адаптироваться к современным технологиям и изобретать новые эти загадочные русские умудрились довести себя до состояния всмятку?

Наиболее логичным объяснением западным обществоведам, политикам кажется следующее: они там, в России, по самой своей природе все камикадзе. Отсюда вывод: если русские провалятся в тартарары, то без них, конечно, будет гораздо спокойнее и безопаснее, но… скучнее. Такие ведь были люди, такие герои!.. И стоило бы, конечно, им чуть-чуть помочь, но вот только как - при их-то мистических душах и малопонятных устремлениях?..

Такие вот толки относительно нас. По моему глубокому убеждению, главные беды России-матушки идут вовсе не от случающихся время от времени неких обвалов, а от потери того главного, чем славилась родина наша во всех иных землях почти во все времена, - высочайшего уровня морали и культуры. Знаете ли вы, что, согласно статистическим выкладкам американского института Гэллапа, страна с таким числовым соотношением преступников и добропорядочных членов общества, как наша, вообще не может выжить?..



Не пришла ли пора нам всем опомниться, дорогие сограждане? Разве не наши великие соотечественники Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский до сих пор задают миру уровень человечности, порядочности и благородства? И будут задавать его еще долго. Не в таких ли высочайших, типичных для нашей национальной истории, литературы и искусства качествах, как человечность, великодушие, доброта и терпимость, состояла избранность шестой части суши «с названьем кратким Русь», ее неоспоримая ценность для человечества? Может статься, что выявлять в человеке человеческое - это как раз то самое, для чего Россия Всевышним вообще создана. Недаром нашей отечественной культурой поведение Иисуса Христа и Жанны д'Арк воспринималось нормой поведения умного, высокоразвитого, интеллигентного человека. Да сколько у нас таких...

На ум сразу набегают имен двадцать-тридцать как из древней, так и из новейшей истории, начиная с невинно убиенных великомучеников Глеба и Бориса и кончая изведенным за научную истину академиком Вавиловым. Даже если не взирать с тайной опаской на столь гордые в своей смертельной стойкости и подвижничестве лица, то в Отечестве свободно найдутся тысячи пусть не столь героических, но сверхдостойных личностей.

Вот пример, о котором, наверное, многие вспомнят. Игорь Сикорский, эмигрант из России, великий авиаконструктор, отец мирового вертолетостроения, битых три часа выступал с лекцией на английском, пытаясь убедить владельцев крупнейших американских корпораций выделить деньги на научные поиски. Не обнаружив в его идеях прямой для себя выгоды, те вежливо-холодно отказали. После выступления к сокрушенному исследователю подошел очень скромный, незнакомый ему человек. Он сказал: «Я музыкант, и ничего в технических расчетах не понимаю. Но я могу дать несколько концертов в вашу пользу и собрать требуемую сумму».

Я абсолютно убеждена, что Сергей Рахманинов, а то был он, считал свой поступок естественным, как дыхание. Для того чтобы быть человечным, совсем не обязательно родиться аристократом или быть записным умником с зашкаливающим коэффициентом интеллекта. Но надо сознательно и постоянно стремиться к тому, чтобы всегда, во всех ситуациях оставаться Человеком. Как выясняется, это необходимое условие выживания народа в XXI (наверное, и в последующем) веке.

Разве это невозможно: не взирая на остальных и прочих, а только самим для себя, не предавать, не ненавидеть иного, не воровать, не скаредничать, не завидовать… И, глядишь, жизнь покажется милее и уютнее. И не надо будет тратить силы и нервы на поиски смысла жизни… Оглядимся вокруг. Эгоизм и его производные - агрессия, человеконенавистничество, насилие выходят среди простых людей из мировой моды повсеместно и, хочу надеяться, навсегда, исключительно по той причине, что, оставаясь с ними, человечество вскоре прекратит свое существование.


А что касается построения у нас нового демократического государства обязательно по чьему-то примеру, то тут вспоминается любопытная фраза из Писания: «Если Господь не строит сей Дом, напрасны труды его возводящих». Посему рискну повторить призыв Жанны д'Арк: «Дорогие мои соотечественники, будьте уверены - Господь на нашей стороне, но давайте же и мы будем на Его».

СЕМЕЙНАЯ СТРАНА

Тяжелые условия жизни в России – это не риск. Это налог. И от него нельзя избавиться.

 Люди, слабо знающие Россию, удивляются, когда смотрят по ТВ репортажи: что они ноют, эти русские, о своей бедности, если почти все ходят в меховых шапках? У женщин не редкость хорошие шубы, жилые дома зимой отапливаются централизованно. Да и в картонных коробках на улицах не живут в отличие от обитателей французских бидонвиллей. А как едят! Нет, чтобы фрукты и овсянку на завтрак, а все норовят - картошку, хлеб, жиры, какую-то репу, и водкой запить. Мало того, что это расточительно, так еще и вредно.

Да, так и есть. Желающим понять, отчего мы так живем, предлагаем прогуляться в лес без пальтишка и там заночевать при температуре, например, плюс пять градусов. Даже не надо в лес. Можно и в доме посидеть без отопления при минус десяти за окном. С баночкой йогурта на завтрак. Очень протрезвляет.

У нас могут не платить зарплату, и ничего. Но вот когда зимой отключается отопление - это ЧП, даже в наше циничное время.

Не устаем повторять: Россия - самая холодная страна планеты. Если географический центр СССР находился в Новосибирске, то для России Федеральная геодезическая служба определила его в Эвенкии. Вы знаете, где упал Тунгусский метеорит? Это и есть центр нашей страны. В отличие, например, от Парижа, в котором в январе в среднем плюс два градуса, жителям наших самых населенных территорий, где в январе в среднем минус 12-18 градусов, приходится тратить существенно больше средств и сил на жилье, отопление, одежду и питание.

Одновременно у нас ниже природная продуктивность сельского хозяйства. Это значит, что питаться для выживания надо обильнее, а природа дает меньше. Все это не могло не повлиять на образ жизни и мыслей людей, на правила построения общества. Из-за таких условий создался специфический тип человека и уклад жизни.

Скажем прямо: в России есть такой минимум комфорта, ниже которого сразу следует смерть. И поддержание жизни на уровне этого минимума дорого стоит. В одиночку или отдельной семьей такие затраты выдержать невозможно, только сообща. Последние попытки изменить стиль нашей жизни не привели пока что ни к чему, кроме раздражения граждан. Смотрят они красивые картинки по телевизору и думают: ну, вот живут же люди! И часто не могут сообразить, что “там” всегда оставалось больше денег на организацию комфорта. А у нас, ну, очень дорого стоит выживание. Не остается средств на маленькие радости: круизы, дорогую бытовую технику и прочее.

В результате на Руси сложился семейный, солидарный принцип хозяйствования. В отличие от “рыночного”, он производил продукт не для прибыли, а для потребления и выживания. Жили мы с защищенностью, но с теми неудобствами и несвободами, какие бывают в семье. В отличие от рынка, внутри семьи понятие рентабельности, как и понятие свободы, не имеет смысла, как на рынке не всегда имеют смысл понятия совести и справедливости. На солидарном, семейно-общинном принципе построена российская цивилизация, в отличие от западной, и в этом корни стойкой нелюбви русских к коммерческой деятельности: они плохие торговцы и плохие покупатели.

Географический фактор (равнинный рельеф, отсутствие внутренних барьеров, крупные речные бассейны) способствовал государственному объединению России. Тот же фактор создавал мощные преграды контактам населения, противодействовал государственной сплоченности: дремучими лесами и обширными болотными трясинами природа обрекла русское население на необходимость в какие-то времена группироваться в мелких союзах, тяготеть к местным средоточиям, проникаться местными интересами. В результате Россия - это симбиоз народов, синтез различных культур, диалектов, сплав, родивший общее мировоззрение и общий образ жизни. Какой бы нации здесь ни был человек, он - результат синтеза славянских, тюркских и угро-финских народов, достигнутого за тысячелетия совместной жизни. Русские с татарами гораздо легче находят общий язык, чем русские и поляки, хотя те и другие славяне.

Наши бескрайние равнины рождали иное мироощущение, чем на Западе. Русские не обделены ни предприимчивостью, ни энергией. Мы построили цивилизацию, похожую на западноевропейскую, но совсем другую. В нашем движении на восток сила оружия, конечно, играла свою роль, но отнюдь не первенствующую. Мы не платили деньги за скальпы аборигенов, как это делали с индейцами богобоязненные протестанты в начале истории современных США.

Взаимная неприязнь между русскими и Западом прошла через всю историю Европы. И, несмотря на это, Петр I и остальные государи времен Российской империи стремились “войти в Европу”. А она их постоянно отторгала, и часто весьма унизительным способом.

Многие сегодняшние надежды не сбываются оттого, что люди не понимают: способностью сосуществовать с другими цивилизациями мирно, сообща жить с другими народами и формировать общую цивилизацию, как это происходило в России, обладает далеко не любой народ! Поскольку разноплеменность и разноязычность были характерны для русского государства во все времена его истории, мы к ним привыкли и не считали “инородцев” чужими.

Но в других местах было иначе.

Нас призывают построить гражданское общество (Civil society). На Западе оно возникло в результате уничтожения “традиционного общества” в ходе трех революций: религиозной, промышленной и социально-политической. При этом было уничтожено, например, в Германии 3/4 немцев. Не надо забывать, что еще в конце средних веков убить чужака в европейской деревне не только не считалось преступлением, а было делом законным. В Германии при становлении рынка сгоняли людей с земли, лишая их средств к пропитанию, и в Англии тоже “овцы ели людей”, то есть опять-таки ради прибылей суконной промышленности сгоняли с земли жителей. И были приняты законы (применявшиеся со всей германской пунктуальностью), согласно которым за бродяжничество, попрошайничество и воровство вешали, не задумываясь. А как было еще прокормиться людям, лишенным возможности жить так, как жили их предки?

Согласно складывавшейся при этом практике, естественное состояние дел - война всех против всех. Правда, война, введенная в рамки закона и называемая конкуренцией. В традиционном же обществе России, как и в семье, такого слова и понятия не существовало. Даже в отношении противника не говорилось о конкуренции, а - о соревновании: с капитализмом, с США и так далее. То есть: поднимать себя (догнать и перегнать), а не уничтожать конкурента.

В традиционном народе каждое поколение связано отношениями ответственности и с предками, и с потомками. А на Западе понятие “народ” изменилось, это - граждане, сообщество индивидов. Они соединяются в народ через гражданское общество. Те, кто вне его, - не народ. С точки зрения Запада, в России никогда не существовало народа, так как не было гражданского общества. Не зная этого, западным “учителям” невозможно понять смысла происходящего в России с 1991 года. Здесь до сих пор не произошло полного разрыва солидарных связей, несмотря на воздействие капитализма, реформу Столыпина (уничтожение общины и замену крестьянина фермером-индивидуалом), урбанизацию и индустриализацию, а теперь еще и американизацию культуры. Удастся ли новая попытка?..

Россия - семейная страна. Особенности природы воспитали принципиально свое представление о человеке, взгляды на общество и государство, на ведение хозяйства, на политику и право, на здравоохранение и на весь образ жизни.

Нужно это ломать? Или попытаемся понять: что ломаем? Что строим?

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ,

Сергей ВАЛЯНСКИЙ

Комментариев нет :

Отправить комментарий