суббота, 1 марта 2014 г.

«Может ли Россия стать страной патриотов?»

В «Обывателе» № 4 мы сообщили о том, что писатель, ученый, художник Юрий Азаров выдвинут группой российских литераторов и критиков на соискание Нобелевской премии, и о своем намерении познакомить наших читателей с разными сторонами его творчества. Выполняем свое обещание. И напоминаем, что  в нашем журнале уже обнародованы еще три работы Ю.П. Азарова: «Он знал: разум и звезды неразделимы», «Женщина погубит мир? Или спасет?» и «Мы живем в бесслезное время» (в подборке «Почему наши детки улетают на небко?»).


Юрий Азаров, как правило, иллюстрирует свои книги собственными живописными работами. Поддерживая традицию, мы и это интервью сопровождаем репродукциями его картин, впрямую или опосредованно связанными с тем, что говорил профессор в беседе. 




Пять с лишним лет назад в Москве случилось нечто поворотное: в обыденном сознании жителей в ряд синонимов слились понятия “погромщик” и “патриот”. Помните, тогда российская сборная по футболу на чемпионате мира проиграла сборной Японии. И отъявленные столичные негодяи устроили шабаш с битьем витрин, поджогами машин, увечьями и убийством – все это под флагами России и под кличи о любви к дорогой родине. В те дни люди, натыкаясь глазами на здоровенных парней, коротко подстриженных, в черных фуфайках с белыми надписями на груди и спине «Russia», шарахались, стараясь обойти их сторонкой. С тех пор у нас, как говорят, “по жизни”, стараниями не самых здоровых умом «политтехнологов» и государственных мужей «патриотизм» для многих «обогатился» еще одним смыслом – активной нелюбовью ко всем «не нашим» по крови, вере или образу мыслей, сблизившись с понятием «нацизм». Но… все же словари нам еще напоминают и об исконном содержании многострадального слова… С обозначения этого факта мы начали беседу с доктором педагогических наук, писателем и художником Юрием АЗАРОВЫМ. Почему именно с ним? Потому что он много размышлял над этим и несколько лет назад внес в правительство предложения “О реализации… Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”. Эти предложения были не только прочитаны, но и направлены в 14 федеральных министерств и ведомств – для проработки и осуществления.


- Действительно, - сказал профессор, -  нужно понимать: есть истинный патриотизм и ложный. Истинный связан с лучшими чаяниями народа, с его идеалами. А ложный ищет выражения в ксенофобии, экстремизме, неонацизме, бандитизме – утверждается свобода произвола, ненависти.

Царский режим предал святоотеческие идеалы; затем - их подмена революционным экстремизмом, в крови утопившим все святое… По замечанию выдающегося мыслителя Н.А. Бердяева, Россия должна была пройти через большевизм, уничтожить свинцовые мерзости, которые оберегал царский режим. Когда и большевизм рухнул, оставив после себя кровавые отблески, представлялось: недра патриотических чувств опустошены.

Но это опустошение кажущееся. Говоря о патриотизме, мы имеем в виду и подсознание, и  родовой инстинкт человека, который - результат не только жизни личности, но и многих предшествующих поколений, большой общности со своим национальным самосознанием, с привязанностями,  культурой. Физиологическая основа патриотических чувств - исключительные по своим особенностям нервные процессы в организме, в коре больших полушарий, в подкорке, в работе сердца, в дыхании, в кровеносных сосудах, в мышцах, в железах внутренней секреции. Инстинктивно-эмоциональная природа патриотических чувств захоронена глубоко в нашем организме, и эти “нутряные ощущения” выступают вовне как часть сознания, мыслительных процессов и поведения. Ностальгическая тоска по Родине человека, находящегося за рубежом, близкая к болезни, когда тело и душа, сердце и мозг ощущают боль, точно отражает существо глубинной сущности личности, ее патриотических чувств.

Когда Тютчев говорил - “умом Россию не понять”, он как раз, на мой взгляд, и утверждал, что любовь к Отечеству заключена не столько в человеческих мозгах,  точнее - не в рассудке, а пребывает в душе человеческой, в сердце гражданина, способного кожей, всеми органами своего тела, своим дыханием, пульсацией крови схватывать и чувствовать ту особенную стать страны, которой можно и довериться, и верить.

- В связи с тем, что вы только что сказали, вас не настораживает, что в стране в который раз пытаются раздуть очередную кампанию по внедрению патриотизма?

- Это вопрос сложный. Родина как духовное явление материализуется в государстве, где государство, говоря словами И.А. Ильина, является положительно-правовой формой родины. Любовь к Родине – не аппарат управления, не государственное учреждение и право, а творческий акт духовного самоопределения личности, указывающий на ее почву и высшие  ценности. Родина вбирает в себя все, что имеется в государстве, но она больше и глубже.  Любая государственная власть заинтересована в том, чтобы народ был на ее стороне. И ее представители на словах ратуют за ценности духовного порядка, права, социальной справедливости и т. д. Но… Посмотрите, наши правоохранительные органы так часто завязаны с коррупционными, мафиозными, криминальными структурами и ежедневно это демонстрируют. Разорвать этот узел так просто невозможно. Получается: с одной стороны, они хотят хорошего - оно им выгодно, но, с другой стороны, сами каждый день творят зло – оно им тоже выгодно. Загвоздка...

- Мне довелось в одном из министерств прочитать ваши предложения, и меня смущает их некоторая теоретичность и, я бы сказал, декларативность. Как их перевести в действия, скажем, некоего конкретного заместителя министра?

- Действительно, общаясь с действующими лицами нашего, если можно так сказать, идеологического фронта, я заметил, что все ратуют за духовность, но никто не знает, что это такое. И когда я говорю, что главными категориями духовности являются любовь и свобода, право и социальная справедливость, удивляются: а что нам-то с этим добром делать?

- Вот именно: что?

- Это очень конкретные понятия. В моих работах приведено двадцать характеристик любви и двадцать характеристик свободы. (Например: “Любовь долго терпит и самоукоряет”. Это не мои слова - апостола Павла.) И надо учиться утверждать практикой ценности любви. Быть щедрым душой и материально. Ответственность, забота о ближнем, о своем собственном достоинстве, о детях, о семье, об отечестве – все это ценности любви. Это и жизнелюбие, и свободолюбие, и вольнолюбие, и трудолюбие.

- И пусть высокий чиновник действует именно из таких понятий и побуждений? Может, он даже и способен на это. Но государственная машина – она и есть машина. Как она должна насаждать, к примеру, свободолюбие? Что, приказ издать?

- Знаете, мне задают вопросы и позаковыристее. Вы, говорят, выдвигаете как принципы духовность, любовь и свободу – а кто все это будет финансировать? Я отвечаю: на такую любимую свою химеру, как коммунизм, вы выделяли триллионы рублей, знали, как ее финансировать. Прежде всего, нужно рассказать народу об этой приоритетной идеологии. У меня бывали в гостях представители Ватикана, Православной Патриархии, Ислама, и все знакомились с предложенными характеристиками любви и свободы. Ни у кого не было возражений, хотя между собой они не очень-то понимали друг друга. То есть, есть ценности, способные объединять.

- Значит, первое: надо внедрять в головы и в обиход эти ценности?

- Совершенно верно.

- Надо включить государственную идеологическую машину?

- Абсолютно правильно! И, прежде всего, “перекрутить” телевизионный ящик с насилия и порно на проповедь любви и свободы. Свободы, которая по своей сути противостоит коррупции, ненависти, произволу, вседозволенности.

- Пафос понятен. А что конкретно делать?

- Прежде всего, кроме ТВ, повернуть на проповедь добра все СМИ. Нужны книги! У нас народ податливый. И глобальная подача одухотворяющей идеи его увлечет. В том числе и людей, заправляющих средствами массовой информации, и авторов. Важно начать, дать первоначальный толчок. Создать шквал духовно ориентированных медиавоздействий.Надо донести правду: речь идет о выживании человечества, потому что российские мафиозные, коррупционные криминальные структуры, не знающие ограничений,  способны заполонить собой весь мир. Преодолеть это можно только на духовной основе, и больше ни на чем. Между прочим, во все смутные времена ярко развивались два феномена: таланта, дерзновенного творчества, утверждения высших духовных начал (вспомните апостола Павла, Сенеку, Марка Аврелия, Христа) – и агрессивности, умерщвления всего и вся (Калигула, Нерон и т. д.). Возьмите эпоху Возрождения в России: с одной стороны – протопоп Аввакум, боярыня Морозова, а с другой – Алексей Михайлович, Никон и другие душегубы. И во время переворота 17-го года. Плеяда высокодуховных умов – Бердяев, Лосский, Ильин, Соловьев, Булгаков и еще многие. А с другой стороны – Ульянов, Луначарский, Макаренко, которые противостояли им и изгоняли их. Как закончить разбой на Кавказе? Он никогда не кончится, если все так же стрелять, душить, бомбить. Надо предложить другое: давайте братание устроим, во что бы то ни стало прекратим бойню. Все другое обернется не потерями – крахом.

- Вам кажется, эту идею способен разделить народ?

- Я знаю: поддержит русская деревня, Сибирь, Восток, все загнанные, униженные и оскорбленные. Но, конечно, не те сволочные структуры, которые обогащаются, радостно нагревают руки на розни, смерти и разорении, они-то скажут: это идеализм и чепуха.

- Я, в отличие от вас, не такой оптимист и не очень верю в то, что сформировавшихся людей, уверовавших в убийства как лучшее средство решения проблем, можно изменить в духе человечности. На мой взгляд, спасение страны и народа может заключаться только в воспитании подрастающих поколений. И это ваша сфера: вы, не побоюсь сказать, выдающийся педагог нашего времени. Так, что же следует делать?

- Первое – воспитание молодого поколения в духе любви и свободы, а не ненависти и произвола. Вы спрашиваете, как быть с теми, кто давно созрел и перезрел? Как ни странно, механизмы духовного взрыва, прозрения у тех и других одни и те же. Я это заметил на своих занятиях по раскрытию талантливости и духовных начал в душе человека. Существует феномен их мгновенной вспышки.

- Он открыт вами?

- Во всяком случае, описан в моих книгах “Педагогика любви и свободы” и “100 тайн детского развития” (там так одна из глав и называется – “Феномен вспышки талантливости”). Я на этих занятиях говорю: “В течение пяти часов в ваших душах произойдет переворот. И реализуется в созданных вами картинах”. Главное при этом – не раскрытие художественных начал в человеке, которое бывает самоочевидным, а приобщение к истинным духовным ценностям. Некоторые картины участников занятий назывались: “Как я вижу Любовь и Свободу”, “Любовь и Свобода победят все” и так далее.

- Я задам вопрос грубый, но прямой: при чем здесь патриотизм?

- Все доминантные духовные ценности так или иначе связаны с развитием высших человеческих дарований, талантов. И гражданско-патриотическое становление личности опирается на развитые формы человеческих способностей. В одной из своих книг, изданной Университетом Российской академии образования и названной “Практическое руководство по развитию талантов”, я счел необходимым рассказать о технологии ускоренного развития дарований. Если в человеке раскрыть высшие способности, он сможет сам утверждать высшие начала во всех сферах своей жизни, в том числе и в отношении к родине. Развитие талантливости иррадиирует на всю человеческую жизнь. Не случайно и Петр Первый, и Наполеон Бонапарт выдвигали девиз: дорогу талантам. При чем, говорите, патриотизм? Мы сейчас убиваем страну на корню: от нас уехало 500 тысяч талантливых молодых ребят. И это только среди “технарей”. Развитие талантливости как раз обеспечит базу патриотического воспитания. Не кирзовые же армейские сапоги, от которых в первую очередь и бегут из России российские таланты, класть в его основу.

- Ваша формула: дайте каждому возможность в России самореализоваться как творческой личности – и мы получим страну патриотов?

- Верно. Пушкин это выразил лучше всех: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!” Дело за “малым” – за прекрасными порывами. Пушкин же сказал: “Самовластительный злодей, тебя, твой трон я ненавижу” и т. д. А Лермонтов: “Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ”. Но именно у них - такая бесконечная любовь к стране, к ее людям, утверждающим добро… Попытка пробудить любовь к Отчизне возвеличиванием “мундиров голубых” - глупость невероятная, противная природе русского человека и идущая от безнадежного невежества. Результаты такого рода воспитания - проявления человеконенавистничества, о которых мы говорили вначале.

- Вы вспомнили о великих людях России, их патриотических чувствах. Но в своих-то устремлениях и предложениях вы имеете в виду миллионы простых сограждан.

- Мое понимание таланта относится вовсе не только к гениям или “одаренным детям”. В каждом человеке, в том числе в дебиле, есть талантливость. От ее реализации он получает наслаждение. Соединение этого наслаждения с видимым результатом самореализации дает основу для появления гражданской позиции, а значит, и истинного патриотизма.

- Чтобы еще больше поверить вам, хотелось бы узнать не только об открытиях и методах Азарова-ученого, но и что-то из, так сказать, конечных результатов  работы педагога-практика.

- Справедливый интерес. Как раз не так давно я имел возможность убедиться, что что-то (и даже многое) из вложенного педагогом в человека в детстве остается в его душе навсегда. Я встречался со своими воспитанниками, с которыми расстался более тридцати пяти лет назад. Это была школа имени памяти Ленина в Горках Ленинских. Поверьте, я со слезами на глазах увидел, что мои бывшие ребята сохранили те достоинства, которые мы внушали им, – идеи добра, свободы, справедливости, правды. У них сложилась судьба. И теперь, как они рассказывали, уже внуков воспитывают на принципах, которые усвоили в нашей школе.

- В какой момент вашей жизни вы сами осознали истинные ценности педагогики?

- Это накапливалось всю жизнь. Когда я был маленький, то жил на оккупированной немцами территории. Мама моя была женщина фантастической решительности. И она спрятала в нашем погребе коммуниста-партизана. Я возмущался: “Да нас же всех расстреляют!” - “Мама знает, что делает”. И тогда я, чтобы немцы к нам не зашли, стал их “зазывать”: заходите к нам, у моей мамы тиф. Они шарахались как от огня. Я очень тогда задумался над причиной поступка мамы.

В  университете у меня был друг Саша Кузнецов. Его отец был главой старообрядческой церкви. И вот однажды мы от голодухи в очередной раз пошли на рынок. Продавали собственные пиджаки.  На нем был мой пиджак, а на мне – его. Продали – и пошли. И тут я говорю: “Сашка, а Христа-то мы продали!” Дело в том, что у него был крестик в кармане. Он заплакал. Я был потрясен этим. И этот случай на меня сильно повлиял. А еще Достоевский, Лермонтов, Пушкин, Белинский, Ильин, Вышеславцев, Бердяев и т. д. Но, повторю, любой личности, и я тут не исключение, требуется развитие всю жизнь каждый день.

Беседу вел
Александр ЩЕРБАКОВ

Комментариев нет :

Отправить комментарий