понедельник, 3 марта 2014 г.

КАК БУДЕМ ЖИТЬ? КАК НАУЧИТ УЧИТЕЛЬ

Редакция «Обывателя», как говорится, автономная структура и действует по правилам, какие она сама себе завела. Однако есть одна «инстанция», способная вносить собственные коррективы в содержание журнала. Это редакционная почта. Почти в один день к нам пришли две очень разные статьи. Но об одном и том же – о школе. Одна – из США, из города Бостона, от Бориса Бальсона, другая – из Москвы, от Павла Максименко. А тут вскоре и месяц май пришел: для школьников и учителей – последний учебный, для родителей шести- и семилеток – нервный (куда лучше всего определить на учебу свое чадо и как?). А всем прочим (а может, и всем вместе) – подходящий повод задуматься: что значат для нашей жизни и судьбы школа, учитель, образование? Казалось бы, тут все давно ясно и прозрачно. Но почитайте присланные нам из Бостона и Москвы материалы, и вы согласитесь: да, есть над чем поразмыслить, посомневаться, поспорить…
Борис БАЛЬСОН
По мнению многих российских мам, ребенок становится взрослым не ранее, чем закончит медицинский или юридический вуз. Другие профессии означают «все еще поиск в жизни» и грустное покачивание головой: «ему жить, что я могу сделать». Оставим иронию. Медицина и юриспруденция - занятия хорошие, важные и нередко вполне прибыльные. Так что мотивация мам понятна. Важно и лечить людей, и защищать, если нужно.



И все же есть, на мой взгляд, профессия гораздо более важная и значимая. Совсем не так хорошо оплачиваемая и иногда даже вызывающая слегка снисходительные взгляды. Это профессия учителя.

Врач поддерживает жизнь человека, юрист может защитить ее, но учитель ее во многом создает и определяет.

Разве только косинусам и законам Ома они учили нас? Лучшие из них жили с нами нашей жизнью, поддерживали в трудную  минуту. Дарили тепло сочувствия в минуты «маленьких трагедий», которые тогда казались совсем не маленькими.

Поэтому, пытаясь производить адекватные движения под звуки нестареющего вальса на выпускном вечере, мы совсем не торопились прощаться со школой. И это только пишут, будто мы смотрели заре навстречу. Смотрели мы больше на лица наших погрустневших учителей, зная, что, скорее всего, мы их больше никогда не увидим и что мы теряем в жизни настоящих друзей.

Разумеется, далеко, не каждый преисполнен ностальгическими ощущениями в отношении школы. Разные времена. Разные причины. Мне, очевидно, повезло. С нежной любовью я вспоминаю своих учителей - тех, кого любил больше и даже тех, кого любил меньше. Трудовика Валерия Афанасьевича, Афоню, как мы его звали, с вечной связкой ключей и нудными попытками научить меня вытачивать ручки для молотка - проекта, закончившегося полной неудачей. И мою любимую учительницу Веру Ивановну, которая первой стала называть нас на «вы» и любила выдавать завораживающие сентенции, типа «все человечество делится на тех, кто любит детективы и в этом признается, и тех, кто их любит, но в этом никогда не признается». Или строгую учительницу английского Веру Стефановну, всегда увлеченно рассказывавшую нам о прелестях языка Шекспира и Голсуорси. Да мало ли их, еще живущих и, увы, ушедших, но оставивших неизгладимый отпечаток в наших судьбах и памяти.

Гораздо позднее я понял, что учитель - субъект не просто воспитания отдельной личности, но, в конечном итоге, дизайнер самосознания страны, нравственных императивов и социальной ткани общества. И возможности учителя и школы в этом процессе воистину безграничны. Это доказывает жизнь любой страны - от самой тоталитарной до самой демократичной.

Более трети населения в современной России, согласно опросам, считает, что фигура Сталина в истории имеет скорее более положительное значение, чем отрицательное. И это после того, как на протяжении десятилетий регулярно вскрывались разные грани деятельности этого садиста, изувера и палача. Человека, не только уничтожившего миллионы безвинных людей, но и практически искоренившего все лучшее в генофонде нации, подорвавшего устои нравственности страны.

Можно ли преуменьшить роль школы в насаждении подобных умонастроений? Не удивителен огромный резонанс, который вызвало появление издания - нового руководства для преподавателей истории, призванное послужить основой для написания новых школьных учебников. Сталина авторы этого руководства называют «самым успешным из советских лидеров», а создание тюремных лагерей и массовые убийства оправдывают как необходимые меры для создания «великой страны». Патологический убийца и тиран был, по их представлениям, одним из самых «эффективных менеджеров».

Под воздействием возмущенной общественности значительная часть этого просталинского бреда была в конечной редакции удалена.

Но вот что осталось нетронутым, так это панегирики в честь режима Путина, которыми переполнен весь раздел, посвященный современной России.

Возмущенным учителям, упрекнувшим создателей этой «клюквы» в махровой просталинской и прокремлевской пропаганде, один из авторов учебника некто Данилин ответил: «Учить детей вы будете по тем книгам, которые вам дадут». Так что не приходится удивляться тому, что в стране растет число неосталинистов и ура-патриотов.

Однако разве только в России наблюдается подобная «педагогическая поэма»?

Уже 50 лет идет почти непрерывная война на Ближнем Востоке. Можно долго говорить о географических, религиозных, политических истоках конфликта. Однако, на мой взгляд, едва ли не главная причина - школьная. Поколение за поколением арабов оболваниваются не только средствами массовой информации но - и на всех уровнях образования. Детей обучают думать, что евреи - враги человечества, они порочны и опасны. На утренниках дети читают стихи типа: «Вынь меч свой! Все вместе кровью красной, все, как один, вперед пойдем на грозного врага, большой и страшной будет бойня, меч станет алым от крови и смертный вопль врага раздастся». Учебники заполнены такими образчиками поэзии как «Песнь Шахида»: «Душу свою по воле своей посылаю в пылу сражения в долину смертной тени». География изучается по картам без обозначения государства Израиль, а история полностью перекликается с Протоколами сионских мудрецов, высказываниями Гитлера и Сталина и им подобных «обществоведов». Культура ненависти пронизывает абсолютно все учебники для палестинских школьников. Какие политические договоры, какие временные перемирия способны вычерпать этот резервуар злобы, ненависти, закачиваемых в души поколений школами и учителями?

Влияние школы и образования может быть прослежено на всех уровнях культуры общества, практически во всех странах.

На протяжении последних 50 лет в стране, где я ныне живу, в США, делалось все, чтобы искоренить мрачную эпоху расизма. Государством принимались бессчетные законы о дискриминации, множественные регламентации, направленные на полноправное введение темнокожих жителей в структуру всех уровней общества. Однако надо признать, что именно школам принадлежит пальма первенства в создании атмосферы толерантности и уважения. Какие бы реакции ни вызывали месячники афроамериканской культуры в каждой школе, постоянная отповедь самым ничтожным, иногда даже придуманным проявлениям расизма в них, факт очевиден: все это сыграло и продолжает играть, возможно, решающую роль в создании истинно толерантного общества.

Именно от учителей очень во многом зависит, в какой стране мы будем жить. Что будет заложено в головы ее жителей - ненависть или любовь, милосердие или жестокость, нравственность или беспринципность.

…А в одной из последних американских газет появилось объявление: «Семья мистера Джона Розенбаума с радостью объявляет о рождении мальчика - доктора Джеральда Розенбаума». Это шутка, конечно. Но, как известно, в каждой шутке есть доля правды.

А я вот плохо помню своего первого доктора. Но учительницу первую, Галину Макаровну, помню отлично. В свои 25 лет она казалась нам воплощением власти и порядка, даже когда писала бессмертные строки в дневник моего товарища по парте: «Лаял на уроке в ожидании учителя». Так что, кто знает. Пройдут годы, и, может быть, мальчик Джеральд Розенбаум станет не врачом (или адвокатом), а достойным и хорошим учителем. И его тоже будут тепло и нежно вспоминать тридцать пять лет спустя…

НУЖНА ЛИ СЕГОДНЯ ШКОЛА? 

 

Павел МАКСИМЕНКО

Несколько лет назад, когда детям моим было года 3-4, я задумался над тем, в какую школу их вскоре отдавать. Размышляя и погружаясь в дебри образовательного поля Москвы, я позвонил директору одной очень старой московской школы, которую сам оканчивал когда-то. Она к тому времени только что ушла на пенсию, пробыв директором 26 лет, а до этого лет 15 завучем там же. Собственно, вопрос к ней был прост: что вы порекомендуете? Признаюсь, меня поразил её ответ. Она предложила не узнавать, какие программы в школах, и т. п., а посоветовала постоять у школы утром, перед началом занятий, и вечером, и посмотреть на родителей. Именно на родителей, а не на детей! Просто посмотреть, быть может, пообщаться с кем-то, но не на темы школы, а на отвлечённые... И потом прислушаться к своим ощущениям от этих "смотрин".

Вначале, признаюсь, я не понял её, речь же вроде о школе, об образовании... а тут... смотрины какие-то...

Но позднее, постепенно, погружаясь в нюансы образовательных перипетий, знакомясь с разными школами, я попробовал сделать такую странную штуку - оценить, сколько же знаний мне лично дала школа? Подошёл к этому вопросу плотно - таблицы какие-то составлял и т. п. Вывод "исследования" поразил меня. Получилось, что из общего объёма ЗУНов[1] (формальных) я из школы вынес максимум процента два, да и то вряд ли.

Неужели все-таки ничего не вынес?.. Конечно, вынес: во-первых, навыки социализации и сопротивления агрессивной среде, во-вторых - одноклассников и одношкольников. Всё. Получается, что я ходил в школу не учиться, а сопротивляться и общаться. И в этом общении развивать дружеские и приятельские отношения. И в большой степени формировать свой круг общения в будущем. Или если уж не формировать, то определять.

Может, я ошибся в анализе? В общем, продолжал искать, думать и рассуждать дальше, я пришёл к достаточно парадоксальным для себя самого выводам.

1. Лучшая школа та, которая не мешает образованию.

2. Образование получается вне школы и не может быть получено в сегодняшней школе.

3. Школа очень во многом определяет среду человека в дальнейшем, причём начинается это влияние не в ближайшем времени после окончания школы, а намного позже, лет через 10-15. Я не знаю, как именно это случается, но, видимо, в школе закладывается та эстетика отношений, которая проявляется в приоритетах через 10-20 лет после окончания школы. Может, и раньше...

4. Идеальная школа та, которая работает не над созданием программ, а над созданием среды обитания. Отсюда: самое ненужное в школе - это уроки. Самое полезное - тусовки всех видов и мастей.

5. Школа один из самых серьёзных противников образования, т. к. является самым серьёзным апологетом обучения и натаскивания. Школе нужны формальные результаты, образование же формальной внешней результативности не имеет. Оно самоценно.

6. Всё вышеизложенное никакого отношения к сегодняшней школе не имеет и к выбору школы не относится.

И тогда я задумался: а вообще, нужно ли отдавать детей в школу? Может, ну её, а? Но пришёл к выводу, что нужно, - я не вижу возможностей для себя дать детям вне школы социализацию того уровня, который там можно получить. При этом я для себя как для родителя поставил условие: дети должны идти в школу с удовольствием и не воспринимать её ни на йоту тяготой и обязанностью.

Прошло несколько лет – и мои дети пошли в школу. Оставим за скобками вопрос, в какую - в данном случае это не важно. Важно другое: я получил возможность наблюдать школьную систему изнутри, пытаясь разобраться в дебрях требований и приоритетов. Как реальных, так и заявленных. Причем – подчеркну – я не оставлял и своих исследований других школ, уже погрузившись в это без нужды. Но из интереса.

И вот какая картинка вырисовалась у меня за три года пристальных наблюдений.

1 Школа абсолютно безразлична к образованию. Её интересует обучение детей по определенному алгоритму, причём важна результативность, но результативность, никакого отношения к образованности не имеющая. Аттестационные принципы базируются на формальных знаниях и алгоритмах.

2. Школа (за исключением особо ориентированных заведений) по большей части совершенно не озабочена гуманитарностью в цели – такие предметы как изобразительное искусство и музыка задвинуты куда-то на задворки программы, а литература преподаётся как набор книговедческих догм, а не как явление культуры и искусства.

3. Очень многие школы заявляют одним из приоритетов развитие мышления. Но я не встретил ни одной, которая заявляла бы развитие эмоциональности.

4. Школа погрязла в формализме. Порой возникает впечатление, что существует она как фабрика по производству отчётности, а не как учебное заведение. Всё вышесказанное, да и не только это, приводит к мысли: как образовательная структура школа в её современном виде не нужна. Но как структура для социализации пока ещё незаменима. Остаётся вопрос. Как определить качество социализации и какая социализация кому нужна?

Но это тема другого разговора.

[1] ЗУН - "знания", "умения", "навыки" - характеристики фундаментальных дидактических понятий. ЗНАНИЕ в психолого-педагогическом понимании представляет собой адекватно запечатленную в памяти человека в языковой форме познаваемую действительность, в том числе способы (правила) деятельности. Психолого-педагогическая сущность УМЕНИЯ - это проявленная (доказанная) человеком готовность к достижению цели в соответствующей деятельности путем осуществления ее под более или менее строгим контролем со стороны мышления. НАВЫК означает проявленную (доказанную) человеком готовность к достижению цели в соответствующей деятельности путем осуществления ее без строго контроля со стороны мышления благодаря упражнениям, с осознанием из всей системы составляющих ее действий только исходного. (Ред.) 


Среди возникающих по прочтении этой статьи вопросов главным представляется такой: так чем же является в представлении автора само ОБРАЗОВАНИЕ? Мы спросили об этом у Павла Максименко и получили в ответ еще одну любопытную статью.  

Быть может, всемирная история -    

 

это история нескольких метафор.

 


                                                     Борхес


ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

И

 

ОБРАЗОВАННОСТЬ?        

 


Вопрос на первый взгляд кажется слишком тривиальным для того, чтобы на него отвечать всерьёз. Однако не всё так просто.

Давайте для начала вспомним такую простенькую школьную задачу из уроков русского языка, как разбор слова по составу. Не будем ходить далеко, определим лишь, что корень в слове образование – «образ».

Сделаем следующий шаг – посмотрим, как определяют это слово словари. Сознательно отодвинем БСЭ как слишком политизированное издание – кинем взгляд на Брокгауза и Ефрона, которые, в частности, пишут, что образование имеет целью просвещение населения. (Заметим в скобках два нюанса. Первый – слово «просвещение» восходит к слову «свет»; второй – ещё не так давно школами занималось министерство просвещения).Теперь пара цитат. Первая – Альберт Эйнштейн: «Образование это то, что остаётся после того, когда мы забудем все, чему нас учили в школе». Вторая, более пространная – Дмитрий Лихачёв: «Образование – это способность понимать и воспринимать гуманитарную культуру и самоидентифицировать себя с ней».

А теперь попробуем порассуждать немного. Прежде всего, из вышеизложенного очевидно, что в основе образования вроде бы лежит образ. С другой стороны, Дмитрий Лихачёв подчёркивает гуманитарность образования. Что же, он хочет выкинуть весь естественнонаучный компонент? Исключено! Только есть разница между уроками химии с формулами и реакциями и философией химии, или, скажем, философией физики. По сути, речь идёт о том, что вместо специальных знаний по химии, физике, биологии должны преподаваться представления о мироустройстве. Гуманитарные представления, замечу.

Почему просвещение заменили образованием? Случайно? Вспомним мимоходом, что великая эпоха просвещения в истории была, а вот эпоха образования?.. Кстати, базовые принципы той эпохи по сей день остаются актуальными – хоть и забыты напрочь.

Я совершенно сознательно излагаю некий пунктир – для того, чтобы попытаться создать у читателя образ. И на основе этого образа попытаться сформулировать ответ на вопрос: что же такое образование? Не претендуя на окончательность и всеобщность, я всё же постараюсь дать некое определение. Образование – это эстетическая ценность, не имеющая практического смысла вовне, а нужная исключительно самому человеку для более глубокого и более многослойного понимания и осознания мировой гуманитарной культуры, которая, в свою очередь, тоже нужна лишь самому человеку исключительно как ценность эстетического наслаждения.

Безусловно, в данном определении подразумевается и нравственная составляющая. И составляющая этики и морали. Не подразумеваются в нём только экзамены, ЕГЭ, зачёты, отметки... А если таковые и есть, то это только суд самого себя над собой.

Я уже слышу громкие возгласы: а как же поступление в вуз??? Карьера? Работа с большими заработками?..

А мы о чём, господа? Лично я – о внутренних эстетических приоритетах. А вы о карьере? Тогда – это не ко мне. Для меня главное – быть счастливым, и я уверен, это лежит вне области вузов, карьер и т. п.

Безусловно, напрашивается вопрос: и где же всё это получить, где «дают» такое образование? Парадоксальный ответ – нигде! Его человек сам добывает – крупицами – при условии, если ценность образования для этого человека очевидна. Если же это ценностью не является – то и не нужно загонять никого дубиной в рай.

А что же школа? Зачем она? Только для социализации? В сегодняшнем её состоянии – да, на большее она не способна. Но эту ситуацию возможно изменить, только для этого нужны усилия больше со стороны общества (родителей), чем со стороны учительства. Родители в массе должны чётко заявить школе свои приоритеты образования над обучением. Но я реалист – в ближайшие пару столетий этого не случится.

Правда, справедливости ради нужно отметить, что то там, то тут зажигаются звёздочки учителей, несущих свет просвещения и образ образования. Однако школа делает всё, чтобы загасить эти звёздочки, и я благодарю судьбу за то, что хоть какие-то умудряются выжить. Низкий поклон им за их подвиг выживания!

Комментариев нет :

Отправить комментарий