Осень и начало зимы – «нобелевская пора», время, когда присуждаются и вручаются премии, ставшие самыми престижными в мире. Нынешний сезон – это 50-летие одной из самых страшных «провокаций» «так называемого свободного мира» против Страны Советов, присуждения Нобелевской премии по литературе российскому писателю Борису Пастернаку.
Мы вспоминаем нынче некоторые штрихи жизни одного из лучших поэтов двадцатого века и перепечатываем два его стихотворения, написанные в те самые дни, когда его азартно и всенародно травила вся страна.
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
ПОСЛЕ ГРОЗЫ
Пронесшейся грозою полон воздух.
Все ожило, все дышит, как в раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздыx
Сирень вбирает свежести струю.
Все живо переменою погоды.
Дождь заливает кровель желоба,
Но все светлее неба переходы,
И высь за черной тучей голуба.
Рука художника еще всесильней
Со всех вещей смывает грязь и пыль.
Преображенней из его красильни
Выходят жизнь, действительность и быль.
Воспоминание о полувеке
Пронесшейся грозой уходит вспять.
Столетье вышло из его опеки.
Пора дорогу будущему дать.
Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Душе воспламененной чьей-нибудь.
Письмо шестилетнего Пастернака к отцу поражает стилем. Сегодня, пожалуй, и доктор филологических наук едва ли способен так нестандартно и в то же время с кристальной ясностью объясниться.
За мальчика, которому вышел срок учиться, хлопотал князь Вл. Голицын. Ответ директора московской пятой гимназии гласил: ничего сделать не могу, «...поскольку на 345 учеников у нас уже есть 10 евреев, что составляет сверх 3%, обусловленных Министерским распоряжением».
По такому же распоряжению мальчику, чтобы поступить в гимназию, требовалось кончить подготовительные курсы исключительно на все пятерки. Чтобы поступить в университет, такой же уровень требовался от ученика гимназии. Пастернак выполнял требования своей страны с необыкновенной легкостью.
В том, что у сына знаменитого художника был дар художественный, удивительного мало, однако по причине как бы заведомой дешевизны дара он и бросил рисование в 13 лет, чем рассердил отца: «мог бы стать художником, если б работал!» А музыкальный дар, доставшийся от матери, известной пианистки, так сразу не отверг. Бредил Скрябиным, усиленно готовился к экзаменам по курсу композиторского факультета Московской консерватории, а в учителя ему выбрали всего-навсего Р.М. Глиэра. Кстати, две прелюдии Пастернака играют в концертах и сегодня.
С юридического факультета переходит на историко-филологический. Вслед — увлечение философией. На обороте реферата «Психологический скептицизм Юма» стихи: «Опять в висках весна стучится...».
Пастернак не раз повторял, что он начал поздно. Первые стихи прочел приятелю в 21 год. От поэзии отвлекся в 1912 году, когда, написав работу по психологии, уехал в Германию, в Марбург, к знаменитому в то время философу Г. Когену. Пробыл он там три месяца, а немцы увековечили пребывание русского писателя улицей его имени и мемориальной доской.
Проклиная суету, то есть необходимость сдавать экзамены, встречать и провожать родителей, лечить зубы, хлопотать об отсрочке от военной службы, Пастернак буквально ворвался в поэзию, резко вклинившись в борьбу течений, выпустил альманах «Руконог» — против футуристов. Те, как известно, не давали никому спуска, трое знаменитых и самых боевитых из них пишут грубое, вызывающее письмо, после чего все встречаются за одним столом, готовые к долгой вражде. Однако двое из них никак не могут найти друг в друге врага и, в конечном счете, влюбляются друг в друга. И — на долгие годы: смерть Маяковского, пожалуй, больше всего ранила Пастернака.
Поэзия увлекала, но не кормила. В 15-м году начались погромы немцев (кого только из соотечественников не громили россияне!), и устраивавшая Пастернака работа гувернером у немца Филиппа больше не приносит денег (кстати, место Пастернака занял А.Ф. Лосев, только что окончивший университет). Пастернак уезжает на Урал, где у заводчика Збарского работает конторщиком, занимаясь поставкой угля, остаточного спирта, «выбивая» в качестве снабженца железнодорожные вагоны.
Странно, но при довольно состоятельных родителях Борис не то чтобы остро нуждался, но был крайне скован в средствах. В голодную и холодную зиму 20-го года он воровал у ЧК, по соседству, дрова. И не без гордости говорил: видите, вот и я стал советским!
Пастернак в поисках заработка составляет библиографию Ленина, пишет стихи для детей. Свою поэму «905 год» называет «относительной пошлятиной» и поясняет: шел на это сознательно из добровольной идейной сделки со временем. Оброненная фраза: «Мы гибнем от собственной готовности» — будто тоненький шнурочек, вдруг вылезший из будущего бунтарского периода.
Пастернак принюхивается к роману, к новой прозе, которая легла бы «как крышка на все неоконченное». Некий Л.Авербах, правда, чутьем отъявленного партийца улавливает дух тихого бунта в душе скромного поэта: «Пастернак перестает быть попутчиком и превращается в носителя буржуазной опасности».
Странной выглядит его переписка с Горьким. Блаженный дар разумной речи как бы изменяет ему. Письма его утомительные и, хотя написаны во имя помощи друзьям, в частности М.Цветаевой, выглядят путано, благие намерения великий стилист будто сознательно умертвляет. И нарывается на неблагоприятный отзыв Горького о Цветаевой: «Талант ее мне кажется крикливым, даже — истерическим, словом она владеет плохо... Она слабо знает русский язык и обращается с ним бесчеловечно, всячески искажая его». Наконец, случилось убийственное письмо от Горького, кончающееся словами: «Грустно, что все так вышло, но писать Вам я больше не стану».
…Стремительно-страстный, красивый мужчина влюблялся в женщин неожиданно, бурно, бесповоротно. Особенно фантастическим выглядит его брак с Зинаидой Николаевной, женой его кумира-пианиста Нейгауза. Влюбился Борис Леонидович на глазах собственной жены и Генриха Густавовича. Вышел не треугольник, а сущий квадрат с двумя лишними гранями. Удивительно, что объясняться в любви Пастернак пришел к Нейгаузу. Положил на рояль две баллады как писательское преподношение и сказал, что полюбил его жену. Оба мужчины плакали. Потом, надо полагать, плакала первая жена Евгения Владимировна, хотя бы потому, что письма к ней Пастернака едва ли могли позволить хоть на секунду усомниться в любви вечной, неземной.
Зинаида Николаевна ушла к нему с двумя детьми, один из которых всем известен — Святослав Нейгауз. Такая же буря случилась и с Ольгой Ивинской, ну разве что не в гостях, а в редакции журнала. За этим знакомством — четырнадцать лет бурной страсти, не очень тайной, но все же с большими ограничениями, дабы пощадить и без того несчастную Зинаиду Николаевну. У Ольги Ивинской тоже было двое детей. Пастернак одинаково сильно любил четверых приемных детей. Любил, содержал и воспитывал. А еще двух своих. Бог не дал родиться их ребенку с Ивинской.
…И все же в центре этой судьбы — роман, Нобелевская премия за него и политический бум вокруг нее. Величайшей силы поэт, первый, кто сказал о чувстве стадности, о том, что марксизм не наука, о трескучей фразе, вдруг как бы ломается и выглядит сущим трусом, отказываясь получить премию. Человек, гулявший по жизни с гордо поднятой головой, враз склонился.
Жестокие репрессии к нему в те годы едва ли могли быть применены, рассуждаем мы сегодня, понимая, как великолепно устроили бы жизнь писателя его европейские почитатели. Страх перед Нобелевской премией выглядит сегодня, по меньшей мере, болезненным позерством.
Все так. Но опрометчиво судить Пастернака с позиций сегодняшнего дня. Это предостережение надо дополнить и впечатлением, которое охватывает всякого, кто внимательно и непредвзято ознакомится с документами нобелевского периода, письмами Пастернака. А впечатление одно — глубоко скрытая ирония поэта к происходящему. Он не просто не трусил, а, напротив, был безоглядно смел и независим. Ибо никакие догмы, привычные для советского общества, не могли убить в нем собственный взгляд на вещи.
О какой трусости речь, если в страшный период травли он пишет стихотворение «Нобелевская премия» — столь же крамольное, как и роман. Даже друзья, которые, не читая романа, поносили его, не вызвали у поэта ожесточения, хотя много раньше он, словно предвидя фантастическую способность их продаваться, сказал: «Я не терплю нашей интеллигенции за раболепие перед силой и половинчатость. Это какие-то полулюди!» ...Пастернак умирал тяжело и как-то унизительно тяжело. Жена рядом — и любимая под окном. Привилегированные врачи, которых надо было побаиваться. Безденежье — а рядом мешки заработанных денег, к которым не прикоснешься. Любимая, которую вскоре арестуют, и жена, которой суждено долгие годы вымаливать скудную пенсию, — он сквозь муки болезни как бы видит, чувствует их страшные судьбы.
Его уважали и травили. К полулюдям примкнуло большинство тех, кто уважал. На Пастернаке споткнулась советская интеллигенция.
Комментариев нет :
Отправить комментарий