...догорали кострами святки
на январском, на том снегу.
Акмеисты семидесятых,
мы в чужую бредём пургу.
Точно времени убиенье
наши судьбы — ни в жизнь, ни в смерть,
только тамошних дней круженье
да кладбищ ледяная сеть.
Не обучены, не одеты,
без трагедий и без затей —
мы незваные декаденты —
лицедейники всех мастей —
губы красим — прости нас Боже —
посреди обнищалых птиц
и не можем, никак не можем
позабыть незнакомых лиц.
Наши книги, что наши судьбы —
только дунешь, и след простыл.
С гуттенберговым прессом судьи
нас под гнётом своим простым —
не сказать, что б совсем калечат
или — вдруг повезёт — распнут —
просто книжки по-человечьи
в этом шрифте навек уснут.
Нет, не сели мы и не встали
В полный голос и в полный рост —
нам достались свои скрижали:
роз подкожных чужой мороз.
И скользит, исчезая, конка
Под сверкающий невский лёд...
Наша бедная Незнакомка —
сторублёвая — кто возьмёт?..
...пел кому-то какой-то голос,
пропись сложная, чей-то волос,
задержавшийся на письме...
А потом пришли лесорубы —
голоса у них были как трубы —
гулко так отдавались во мне...
Ничего не поделать —
покою придти не прикажешь,
если в доме рубили
всю ночь напролёт топоры...
И сказать-то об этом —
совсем никому не расскажешь —
погоди — всё трещали
с угрозой дрова —
до поры, до поры...
...из неведомой ерунды,
из неведомого ниоткуда
эта глупая наша посуда,
на которой ни крошки еды.
А в стаканах ни капли питья,
а в кастрюлях ни супа, ни жира,
видно, долго она нам служила —
просто так, без житья да бытья...
...ты как бебвин средневековый
всё стоишь головою вниз —
не придуманные оковы —
это Пётр в тебе завис,
распинаемый вверх ногами —
так хотел он увидеть нас,
перевёрнутый вместе с нами,
чтобы чёрт его впрямь не спас.
Ученик не любимый — первый —
петушиный крик, как инфаркт,
превращаемый в артефакт,
бьёт из памяти вдоль по нервам.
Но смотря на себя глазами
с крыши прыгающего кота,
зависающего над нами
и летящего вниз с хвоста,
ты стоишь, ничего не зная
в перевёрнутой вновь судьбе —
может, снова ключи от Рая
будут переданы Тебе?
...словно пух тополиный
разлетелись года
по Тверской, по Неглинной
в никогда навсегда.
По знакомой брусчатке
в одиноком дыму
я шагаю с оглядкой
в никуда к никому.
Только волны и волны,
только воздух и свет,
ветром день переполнен —
задувает вослед.
Ах, какая прогулка! —
солнце в лужах рябит...
Вот за тем за проулком
жизнь откроет кредит,
предоставит по новой
и свирель, и манок,
и скатёркой тканёвой
ляжет прямо у ног,
ничего-то не скроет
и в застенок судьбы
дверь тотчас приоткроет
для привычной гульбы...
...покупала, искала, потом
сорвалась как безумная,
остановилась и смотрит —
вовсе не вдаль, а вокруг —
точно ослепшая
полуистлевшая мумия
в ожидании то ли давно
схороненных любовников,
то ли неких любимых подруг.
Слезы на ветер,
вот и стоишь, их глотая, —
хоть на денёк, а не в силах
даже нарваться
на собственную судьбу.
Жизнь-то простая,
да странная штука какая —
может, чужая, может, ничейная,
может, ненужная самая, а на роду —
то ль написалась,
то ли запомнилась,
то ли истёрлась —
не уходи от колодца бессонниц,
где гулко живёт
эхо воды, словно
чья-то заглохшая совесть,
что пошумит, пошумит
и тихонько, тихонько замрёт...
...эх, трусость и бессилие —
два ангела моих,
одни, хоть и постылые —
свои среди чужих:
один в ладонях прячется,
другой сидит в ногах —
пусть хочется, пусть плачется,
а им бы всё про страх.
Нашёптывают страшное,
прикрыв покрепче дверь:
других — смотри — не
спрашивай,
другим — смотри — не верь,
а что боишься — правильно —
инстинкт тебя хранит...
Два ангела, два пламенья —
как вбитые в гранит —
стоят и не качаются —
бесстрашные как смерть,
а жизнь — и та кончается,
и впору ли — краснеть?..
...никогда и нигде
не бывает тебя,
только изредка —
в самом безумном углу
моего изначально забытого «я»,
где душа так и хочет
подсесть на иглу.
Ты моё сновиденье,
а я твой двойник,
что пытается робко
пробраться сквозь сон
в ту бессвязную грань
меж корпускул и волн,
где друг друга узнав,
мы сдвоимся на миг.
Как согласный и гласный,
мотая свой срок,
всё мечтают о смысле в созвучном бреду,
мы сольёмся, Бог даст,
хоть в какой-нибудь слог
суахили, а, может быть, даже урду...
...уходит вдаль дурной автобус,
трясётся весь от немоты.
Его невыразимый опус
ломает смачные кусты.
И грезит сам, что внедорожник,
ему бы прыгать да плясать,
а у него одна возможность —
по трассе старенькой чесать:
туда-сюда, сюда-оттуда —
то по ночам, то на заре,
и бьётся чья-нибудь посуда
от слишком прыткого плие.
А он то рвётся, то хохочет,
то катит, медленно пыля,
и как же хочет он, как хочет
сбежать куда-нибудь в поля.
...птичий щебет, шелест, шелест,
своенравные кусты,
утро раннее, коты
под окном орут, ощерясь.
С высоты,издалека ль
катит красное, немое —
прибывающего зноя
пожелтелая спираль.
Голоса твердят: прощай —
безо всякого различья.
Все они: кошачьи, птичьи —
провожают невзначай
незатейливо туда,
где кругом одна вода
вплоть до самого порога,
а за пазухой у Бога —
ни тропинки, ни следа...
...если мы с тобой, страха не узнав,
перестанем спать в этом мире снов —
не стараться, а напрочь забыв о снах,
разбудив хоть какую-нибудь любовь —
ту, которой уже не бывать впотьмах,
ту, которой страсть переходит в боль,
ту, которой нас — удивить — никак,
ту, которая нашей земле — не соль,
что бежит вперёд не за тем, что — страх
- ожиданье прорвы — извечный свищ.
И уже не важно, что сам как птах,
тот, кого прямо в небе разбил паралич.
...карта — туз пиковый,
в горле — точно ком.
Станция Быково
за окном...
Тих осенний поезд,
дождик невзначай...
Встречи нашей повесть
как начать?..
Электричка-кляча
не скрывает дрожь —
чуть плетётся, плача,
в серый дождь.
Станция Быково,
горек твой перрон —
только туз пиковый
да косяк ворон...
...длинных рук задумчивые пальцы
облаков и нежны, и воздушны —
в этих ритмах солнечного вальса
как они небрежно простодушны,
как они глупы и неуклюжи,
как нелепы, как прекрасны всё же,
и гораздо нам они дороже,
чем осенне-золотые лужи —
дорогие, никому не нужные...
на январском, на том снегу.
Акмеисты семидесятых,
мы в чужую бредём пургу.
Точно времени убиенье
наши судьбы — ни в жизнь, ни в смерть,
только тамошних дней круженье
да кладбищ ледяная сеть.
Не обучены, не одеты,
без трагедий и без затей —
мы незваные декаденты —
лицедейники всех мастей —
губы красим — прости нас Боже —
посреди обнищалых птиц
и не можем, никак не можем
позабыть незнакомых лиц.
Наши книги, что наши судьбы —
только дунешь, и след простыл.
С гуттенберговым прессом судьи
нас под гнётом своим простым —
не сказать, что б совсем калечат
или — вдруг повезёт — распнут —
просто книжки по-человечьи
в этом шрифте навек уснут.
Нет, не сели мы и не встали
В полный голос и в полный рост —
нам достались свои скрижали:
роз подкожных чужой мороз.
И скользит, исчезая, конка
Под сверкающий невский лёд...
Наша бедная Незнакомка —
сторублёвая — кто возьмёт?..
...пел кому-то какой-то голос,
пропись сложная, чей-то волос,
задержавшийся на письме...
А потом пришли лесорубы —
голоса у них были как трубы —
гулко так отдавались во мне...
Ничего не поделать —
покою придти не прикажешь,
если в доме рубили
всю ночь напролёт топоры...
И сказать-то об этом —
совсем никому не расскажешь —
погоди — всё трещали
с угрозой дрова —
до поры, до поры...
...из неведомой ерунды,
из неведомого ниоткуда
эта глупая наша посуда,
на которой ни крошки еды.
А в стаканах ни капли питья,
а в кастрюлях ни супа, ни жира,
видно, долго она нам служила —
просто так, без житья да бытья...
...ты как бебвин средневековый
всё стоишь головою вниз —
не придуманные оковы —
это Пётр в тебе завис,
распинаемый вверх ногами —
так хотел он увидеть нас,
перевёрнутый вместе с нами,
чтобы чёрт его впрямь не спас.
Ученик не любимый — первый —
петушиный крик, как инфаркт,
превращаемый в артефакт,
бьёт из памяти вдоль по нервам.
Но смотря на себя глазами
с крыши прыгающего кота,
зависающего над нами
и летящего вниз с хвоста,
ты стоишь, ничего не зная
в перевёрнутой вновь судьбе —
может, снова ключи от Рая
будут переданы Тебе?
...словно пух тополиный
разлетелись года
по Тверской, по Неглинной
в никогда навсегда.
По знакомой брусчатке
в одиноком дыму
я шагаю с оглядкой
в никуда к никому.
Только волны и волны,
только воздух и свет,
ветром день переполнен —
задувает вослед.
Ах, какая прогулка! —
солнце в лужах рябит...
Вот за тем за проулком
жизнь откроет кредит,
предоставит по новой
и свирель, и манок,
и скатёркой тканёвой
ляжет прямо у ног,
ничего-то не скроет
и в застенок судьбы
дверь тотчас приоткроет
для привычной гульбы...
...покупала, искала, потом
сорвалась как безумная,
остановилась и смотрит —
вовсе не вдаль, а вокруг —
точно ослепшая
полуистлевшая мумия
в ожидании то ли давно
схороненных любовников,
то ли неких любимых подруг.
Слезы на ветер,
вот и стоишь, их глотая, —
хоть на денёк, а не в силах
даже нарваться
на собственную судьбу.
Жизнь-то простая,
да странная штука какая —
может, чужая, может, ничейная,
может, ненужная самая, а на роду —
то ль написалась,
то ли запомнилась,
то ли истёрлась —
не уходи от колодца бессонниц,
где гулко живёт
эхо воды, словно
чья-то заглохшая совесть,
что пошумит, пошумит
и тихонько, тихонько замрёт...
...эх, трусость и бессилие —
два ангела моих,
одни, хоть и постылые —
свои среди чужих:
один в ладонях прячется,
другой сидит в ногах —
пусть хочется, пусть плачется,
а им бы всё про страх.
Нашёптывают страшное,
прикрыв покрепче дверь:
других — смотри — не
спрашивай,
другим — смотри — не верь,
а что боишься — правильно —
инстинкт тебя хранит...
Два ангела, два пламенья —
как вбитые в гранит —
стоят и не качаются —
бесстрашные как смерть,
а жизнь — и та кончается,
и впору ли — краснеть?..
...никогда и нигде
не бывает тебя,
только изредка —
в самом безумном углу
моего изначально забытого «я»,
где душа так и хочет
подсесть на иглу.
Ты моё сновиденье,
а я твой двойник,
что пытается робко
пробраться сквозь сон
в ту бессвязную грань
меж корпускул и волн,
где друг друга узнав,
мы сдвоимся на миг.
Как согласный и гласный,
мотая свой срок,
всё мечтают о смысле в созвучном бреду,
мы сольёмся, Бог даст,
хоть в какой-нибудь слог
суахили, а, может быть, даже урду...
...уходит вдаль дурной автобус,
трясётся весь от немоты.
Его невыразимый опус
ломает смачные кусты.
И грезит сам, что внедорожник,
ему бы прыгать да плясать,
а у него одна возможность —
по трассе старенькой чесать:
туда-сюда, сюда-оттуда —
то по ночам, то на заре,
и бьётся чья-нибудь посуда
от слишком прыткого плие.
А он то рвётся, то хохочет,
то катит, медленно пыля,
и как же хочет он, как хочет
сбежать куда-нибудь в поля.
...птичий щебет, шелест, шелест,
своенравные кусты,
утро раннее, коты
под окном орут, ощерясь.
С высоты,издалека ль
катит красное, немое —
прибывающего зноя
пожелтелая спираль.
Голоса твердят: прощай —
безо всякого различья.
Все они: кошачьи, птичьи —
провожают невзначай
незатейливо туда,
где кругом одна вода
вплоть до самого порога,
а за пазухой у Бога —
ни тропинки, ни следа...
...если мы с тобой, страха не узнав,
перестанем спать в этом мире снов —
не стараться, а напрочь забыв о снах,
разбудив хоть какую-нибудь любовь —
ту, которой уже не бывать впотьмах,
ту, которой страсть переходит в боль,
ту, которой нас — удивить — никак,
ту, которая нашей земле — не соль,
что бежит вперёд не за тем, что — страх
- ожиданье прорвы — извечный свищ.
И уже не важно, что сам как птах,
тот, кого прямо в небе разбил паралич.
...карта — туз пиковый,
в горле — точно ком.
Станция Быково
за окном...
Тих осенний поезд,
дождик невзначай...
Встречи нашей повесть
как начать?..
Электричка-кляча
не скрывает дрожь —
чуть плетётся, плача,
в серый дождь.
Станция Быково,
горек твой перрон —
только туз пиковый
да косяк ворон...
...длинных рук задумчивые пальцы
облаков и нежны, и воздушны —
в этих ритмах солнечного вальса
как они небрежно простодушны,
как они глупы и неуклюжи,
как нелепы, как прекрасны всё же,
и гораздо нам они дороже,
чем осенне-золотые лужи —
дорогие, никому не нужные...
Пришел поэт Сергей Барсуков и подарил книгу своих стихов с замечательными картинками. Или так: пришел поэт Сергей Барсуков и подарил книгу замечательных картинок со своими стихами. И то, и другое верно – это книга такая, она так и называется: сборник-альбом. Ее хочется читать. И ее хочется разглядывать и разглядывать. Читатели нашего журнала знакомы с творчеством художника Клары Голицыной по публикации «Неиссякаемая молодость энергии» («Обыватель» № 2). В этой же книге проявлена еще одна ипостась таланта этой щедро одаренной женщины – она мастер полиграфического дизайна. Откройте книгу на любой странице – и это будет отрада для глаз. Мы приводим тут несколько книжных разворотов – подряд, не выбирая, чтобы и вы получили представление не просто о стихах и не просто о картинках, а о талантливом образце искусства книги.
Родилась в Москве в 1925 году. В 1949 г. окончила Московский Полиграфический институт (художественно-редакторское отделение). После института — работа художником Таджик Госиздата (Душанбе). Потом 20 лет — художником в почтовом ящике в Москве — делала плакаты для коллегий министерства на космические темы. С 1982 года — свободный художник. Участие в выставках с 1976 года. Член Московского Союза Художников. Работы в коллекциях: Государственная Третьяковская Галерея, Государственный Русский Музей, Московский Музей Современного Искусства, художественные музеи Ярославля, Новосибирска, Омска, Кемерово, Нового Иерусалима и др., галереи «Солана» Лондон, «Колод-зей Арт Фаундейшн» Нью-Йорк, и др. Основные персональные выставки: Московский музей современного искусства — 2008 г., Культурный центр, Александрия, Египет — 2008 г., галерея «Солана» Лондон — 2006 г., галерея «На Солянке» — 2005 г., галерея «Манеж» — 2002г., галерея «A3» — 2000 г. и 2004 г., Художественный ярославский музей — 1999 г., ЦДХ - 1995 г., 1998 г., 2007 г.
Родился в Москве в 1956 году. Понемногу учился в различных столичных ВУЗах, закончил сценарный факультет ВГИКа. Печатается, начиная с 1969 года (газета «Пионерская правда»). Принимал участие в коллективных сборниках поэзии «Граждане ночи» и прозы «Крест накрест»; стихи, повести и переводы в московских и республиканских журналах с 1970 по 1990. Участник последних Московского и Всесоюзного совещания молодых писателей, стипендиат VI Всесоюзного совещания; в 1991 году был принят в аспирантуру (master degree) к Милошу Форману (Film Division, Columbia University, New York City, USA), но учиться уже не хватило времени. Член Союза писателей РФ. Последние 15 лет — литератор широкого профиля: поэт, прозаик, переводчик, сценарист, драматург, эссеист; начиная с 1991 печатается в основном за границей.
Так говорит Щербакова
ПОСЛЕСЛОВИЕ. ЛИЧНОЕ
Нет, дорогой поэт. Может, ты и гугнивый[i], тебе лучше знать, но хрен тебя слопаешь, если ты сам не дашься. Спастись от такого пожирающего зева, как нынешняя Россия, можно по-разному. Уйти в запой, в скит, в любовь, в «Единую Россию» или в вышивание по тюлю. Я к тому, что Блоку тоже досталось не лучшее время. И потому, скажем, он справедливо несправедлив в письме к Чуковскому. Диагноз поставлен точно, но сам-то он остался, пусть покусанный, но, тем не менее, живее всех живых совсем не как Ленин. И это оставляет надежду всем талантливым поэтам. И друг мой сердечный Сережа Барсуков тоже, слава Богу, живой и умный, и почему-то не гугнивый. Но, скажем прямо, много провел времени в поисках другого времени над головой, хотя место ему было приписано Богом сейчас и здесь. И я рада этому сборнику как месту постоянной прописки автора.
Стихи Сергея и хороши, и разные. В чем их главное отличие от современной поэзии, ядовитой, задиристой и клубливой? В том, что автор – забубенный классицист, и не больше и не меньше. Ему интересен он сам – во-первых, ему значительно менее интересен пейзаж (в прямом смысле) за окном, а самое главное, он нахально вступает в разговор с Богом. Что ко многому и обязывает, но и задевает заживо нас всех – и посконных атеистов, и ложно образованных Дарвином. Причисляя себя к последним, я, конечно, ближе всего к вот этому Барсуковскому:
…нету правды, нету правды,
а на кой тебе она? –
все равно мы не взаправду,
а картонная страна.
Все мы будто бы с плаката,
а вожди – папье-маше –
не отвагами крылаты,
а бумажными клише.
Все – потемкинские избы –
Лишь фасад, а стенок нет,
И у этакой отчизны
Где возьмется Божий свет?
Но что взять с политизированной дамы, круто замешанной на начале девяностых?
Однако не об этом слово. Барсуков силен перво-наперво самоанализом, тем самым, который «сильные особи» называют ковырянием в себе.
…эх, трусость и бессилие –
два ангела моих,
одни, хоть и постылые –
свои среди чужих:
один в ладонях прячется,
другой сидит в ногах –
пусть хочется, пусть плачется,
а им бы все – про страх.
Нашептывают страшное,
прикрыв покрепче дверь:
других – смотри – не спрашивай,
другим – смотри – не верь,
а что боишься – правильно –
инстинкт тебя хранит…
Стихи Барсукова печальны, потому что он честный талант. И будь он другим – насколько бы легче ему жилось, но он живет, как пишет, а не наоборот. И получается, что именно стихи дают ему ту силу, что выше крыши, а то, что выше нее, дает ему право обращения: «Поговори со мной, Бог! Мне больше не с кем». И эти его вопросы Всевышнему и услышанные ответы – самое интересное, что есть в его стихах.
…мой бедный сирый бог,
коснись меня жезлом,
коснись перстами губ,
устами век коснись,
и нищенским своим
изодранным крылом
укрой мои черты
от прожитых страниц,
где рисовальщик стар,
а время, что вода –
меж пальцами течет
к единственному дню –
к нему бегут мои
отпетые года,
его, бегущий, сам
я скоро догоню.
Или:
…я пишу, потому что пишу,
я живу, потому что живу,
я не знаю, чего я хочу,
знаю только, когда я умру.
Это знанье, как та бастурма,
как не съеденный нежный лангуст,
и дрожит потихоньку струна,
и щекочет, щекочет на вкус…
Бог нашего дня параден и величав. Он похож на шталмейстера. Вот все и смещается от его неуклюжей палки. И тут-то поэзия способна сфокусировать сбитый с панталыку ракурс.
Слова поэт выбирает ощупью. Так в предсмертье бывают суетливы пальцы. Они уже «там» и точно знают, что ищут.
Рисунки Голицыной в книге – диссонансный вскрик. Вскрик среди печали. Они – протест против религиозного покорства поэта перед судьбой. Да что ж ты такой глупый мужчина, как бы говорит художница. Жизнь так интересна, смотри, как из гнутой линии создается образ, как интересно зачеркивать и начинать сначала. Как многозначимы штрихи и облака. Жить вкусно, говорит художница, поэтому надо жить, только жить. И ничего больше.
Классик-поэт и модернист-художник, опровергая один другого, одновременно хорошо подпитывают друг друга. И чистая безнадежная печаль поэта, как змея от дудочки факира-художника, выпрямляется и тянется вверх. Исполать вам, творцы, исполать. Хорошая у вас книга.
[i] Отзыв написан на еще один сборник стихов под названием «Я гугнивый поросенок», которое сопровождается эпиграфом: «Слопала-таки поганая, гугнивая, родимая матушка Россия (меня), как чушка, своего поросенка… (Из письма Александра Блока Чуковскому от 26 мая 1921 года)».
Неожиданно, как гром среди ясного неба. Тёзка по всем параметрам, даже год рождения тот же. Я думал, такого не может быть - но жизнь преподносит сюрпризы, он, к тому же ещё, поэт!
ОтветитьУдалитьСловно призрак в огненном вагоне,
Я гляжу во вздыбленную даль.
Этот мир уже потусторонен,
Но его мне бесконечно жаль.
Вьется лента серебром дороги,
Закрутилась временем в спираль:
-Где же ты березка–недотрога?
Давит бесконечная печаль.
/Сергей Барсуков. Творческий псевдоним - Ким Барссерг./