Леонид ЛЕРНЕР
МАМА, ИВАН И КЛАРА
Автопортрет
Как-то, попав в святая святых - запасники Третьяковки (откуда время от времени извлекаются картины для своего рода «ротации» в залах современных художников), я увидел на одном из холстов автопортрет под названием «Мрачный», написанный с такой пронзительной силой, что не оставлял сомнения: человек, изображавший себя, испытывал глубокое страдание. Автором этой картины оказалась художница Клара Голицына, с которой я вскоре познакомился, ибо в дни своего семидесятилетия она буквально промчалась с десятком «персоналок» по лучшим выставочным залам Москвы.
Я встретил Клару в зале «На Солянке», на выставке ее автопортретов. Разглядывая эти разнообразные «лица», каждое из которых, будучи Кларой, обладает какой-то своей индивидуальностью, я размышлял: в чем тут секрет?
- Пишу себя вот уже лет сорок, - говорила художница. - В каждый период жизни ощущаешь себя по-разному. И единственный способ разобраться в своем состоянии - это создать автопортрет. Казалось бы, видя себя в зеркале, пишешь именно такую, какая ты сейчас, в данный момент. Но! Совершенно неожиданно в твоем лице проступают какие-то доселе неведомые черты. И, запечатлев их, с необыкновенной ясностью осознаешь, что с тобой происходит. В каждом автопортрете отражается время, в котором мы живем.
В год того своего юбилея Клара Голицына писала себя так часто, как никогда. И я невольно поинтересовался: не пытается ли она обогнать время, отпущенное художнику?
- К сожалению, это невозможно, - грустно сказала Клара. – Скорее, наоборот: наверное, я пытаюсь его вернуть.
В ее словах прозвучала загадка, ответ на которую я получил в зале «Беляево», на выставке «Сорок женщин и Иван».
Иван
Я вошел в этот зал и замер: со стен смотрел каскад характернейших женских лиц.
- Эти женщины - реальные или вымышленные? - спросил я.
- Абсолютно реальные, живые люди. Нахожу их всюду - на выставках, в театре, в метро, на улицах, в поездах… В то же время все мои женщины - это я. В каждую из них я вложила часть своей судьбы, автором которой стал вот этот человек.
И она подвела меня к мужскому портрету, своеобразному эпиграфу ко всей выставке.
- Его звали Иван, - сказала Клара.
…Они встретились в мае 45-го, сразу после Победы. Юная Клара, студентка Московского полиграфического института, забежала в кафе на Кузнецком - перекусить. Мест было мало, и она села за столик, где беседовали двое мужчин. Они говорили о художниках, о каком-то Сергее Иванове. И Клара, боготворившая Александра Иванова, автора «Явления Христа», наивно спросила: «Простите, разве был еще один Иванов?» Один из мужчин, лет сорока, с угольными глазами, улыбнувшись, ответил: «Да, был. Меня, кстати, тоже зовут Иваном. А вас?» - «А меня Клара». - «Значит, вы та, у которой Карл украл кораллы? - засмеялся он. И неожиданно серьезно сказал: «Да вы не горюйте, я вам их верну».
Это было как во сне. И, всем существом потянувшись к этому странному человеку, Клара спросила: «Кто вы?» - «Я странник. - Оставьте мне свой адрес. Быть может, зайду».
Минуло шесть лет. Окончив институт, Клара работала художником-редактором в далеком Душанбе. И вдруг письмо от мамы, а в нем еще одно - от Ивана Голицына: «Привет от странника…»
- Я страшно удивилась, - вспоминает Клара. - Затем, как коза, запрыгала от радости. Потом прочла: «Все эти годы я хранил вас в своем сердце. Если не забыли меня - может быть, встретимся?..»
Через год они поженились. Он и в самом деле оказался «странником» - человеком, всю жизнь искавшим себя. Так называл и свою актерскую должность в Московском гастрольном театре драмы и комедии, с которым колесил по всей стране. После свадьбы Клара целый год «гастролировала» с Иваном - то был их медовый месяц. Тогда же он поведал ей свое желание: на десять лет освободить жену-художницу от всех материальных забот. Но поставил условие: за это время Клара должна стать настоящим мастером.
Иван оказался чрезвычайно требовательным. Бывало, заметив, что Клара ленится, насильно усаживал ее за мольберт. А порой и сам брал в руки карандаши и краски. И вскоре выяснилось, что актер Иван Голицын - прирожденный художник. Отныне весь свой досуг дома и на гастролях он посвящал рисунку. И все его письма к Кларе дышали любовью к живописи. «Всю неделю утром и вечером спектакли. Завтра, наконец, свободен - буду рисовать! Хочу писать осень. Мечтаю, когда вместе поедем в багряный лес. Знаешь, кажется, я стал чувствовать цвет. Вчера писал трех куриц - черную, белую и серую: ходят по огненно-рыжей земле…»
Однажды, приехав домой, Иван сказал, что хочет написать Кларин портрет. С тех пор он сотворил десятки ее портретов. В ответ она писала его.
- Скажи, почему вы так часто рисовали друг друга?
- Думаю, что это были признания в любви.
Завещание
Когда же вышел десятилетний срок, отпущенный Кларе Иваном, она решила, что долг платежом красен. И предложила мужу всерьез взяться за кисть: пусть теперь он творит, а она пойдет работать. Устроилась в секретный «ящик» - иллюстрировать космические проекты. Стало в семье два художника. А потом явился и третий: мама Клары. К 70-летию Елены Андреевны Иван и Клара (чисто символически) подарили ей альбом и акварельные краски. И случилось чудо. Никогда в жизни даже не помышлявшая взяться за кисть, Елена Андреевна поразила всех внезапно брызнувшим талантом: с детским восторгом писала она все, что видела вокруг - деревья, цветы, собак…
А потом настал день, когда, создав свою последнюю «космическую поэму» - ракету, летящую из-за моря, Клара ушла из «ящика» и вернулась к любимым картинам. Она готовила семейную выставку, но… Умерла мама. А вслед за ней ушел из жизни Иван. В год его смерти Клара написала свой «Мрачный» автопортрет, который и хранится нынче в Третьяковке.
Один из последних своих автопортретов она представила на выставке «Золотая кисть» в Центральном Доме художника - «Автопортрет с крестом». И, странное дело, семидесятилетняя художница выглядит на этом холсте столь юной и одухотворенной, что становится ясно, откуда льется сегодня такой мощный поток ее картин.
- Это как завещание, оставленное мне Иваном и мамой, - говорит она. - С тех пор, как их не стало, я пишу с такой страстью, с какой не писала даже в лучшие свои годы.
Тот юбилей Клары Голицыной был отмечен еще одним событием. Она побывала в Италии, куда, по ее собственному выражению, «рванула» по зову сердца. Всю жизнь грезила этой волшебной страной искусства, откуда, кстати, родом ее дед Андрэ Кастальо. Рассказывают, влюбился без памяти в Кларину бабку, перешел из католичества в православие…
Впрочем, это уже другая история.
На снимках - работы К.Голицыной (сверху вниз): "Портрет Ивана", "Женский портрет", "Автопортрет с крестом", "Портрет мальчика".
Фото автора.
Эта подборка живописных работ Клары Голицыной замечательна тем, что охватывает последние сорок лет творчества художницы, начиная с полотен «Красная кружка» и «Любовь», датированными 1968-м годом и заканчивая самыми последними картинами 2007-го. При этом следует иметь в виду, что в 1968-м году она уже была вполне сложившимся зрелым мастером.
Несмотря на всегда бьющую через край энергию мазка и контрастных полутонов с ярким - почти мажорным - цветовым решением, живопись Клары Голицыной в какой-то момент как бы сама собой «замыкается» в строго отведённом пространстве картины и там уже каким-то только одной Голицыной известным способом «утрамбовывается», «успокаивается» и обретает в конце концов единое специфически цельное цветовое равновесие. Становится понятно, что перед нами не просто еще один талантливый художник - пусть даже такой неожиданный и уверенный в себе, как Клара Голицына, - но многолетняя скрупулёзная - «поденная», скажем так, работа - интуитивная, интеллектуальная - разная - честного бескомпромиссного творца.
И эта её живописная яркость, этот «рваный» линейный ряд, гармонизируясь и, как бы, «укротив» сами себя, превращаются в результате в некое цветовое покойное озеро, ярко раскрашенные воды которого, тем не менее, уже отражают то ли небо, то ли наши собственные впечатления, что, оттолкнувшись от красочной его поверхности, плывут себе и плывут, пока не причалят к окоёму картинной рамы.
А картина-озеро, вобрав в себя наши мысли и чувственно-цветовые «испуги», выдаёт их потом нам же самим «на-гора» обновлёнными и сильно помолодевшими. Молодыми - можно сказать - но уже хорошо осмысленными большим живописным опытом самой художницы, многократно ею перепроверенным.
И вот эта неиссякаемая молодость художественной энергии, вобравшая в себя многолетний опыт живописного возраста автора, и есть, на мой взгляд, тот самый удивительный сплав - яркий, мажорный, но при этом как бы «сквозной» и в какой-то мере почти «воздушный» - что определяет до сих пор художественный почерк Клары Голицыной.
«Если бы юность умела, если бы старость смогла», - сказал когда-то кто-то. Так вот это «и умела, и смогла» работает во всех последних работах Клары Голицыной в неком едином, когда-то ею самой и Богом заведённом на небесах механизме.
…И тогда в одной из ёё последних работ «Вдвоём» 2007-го года Богоматерь с Младенцем постепенно растворяются в живописном пространстве картины как некое, точечно намеченное художником созвездие, внезапно проявившееся на золотой небесной тверди.
Сергей БАРСУКОВ
Несмотря на всегда бьющую через край энергию мазка и контрастных полутонов с ярким - почти мажорным - цветовым решением, живопись Клары Голицыной в какой-то момент как бы сама собой «замыкается» в строго отведённом пространстве картины и там уже каким-то только одной Голицыной известным способом «утрамбовывается», «успокаивается» и обретает в конце концов единое специфически цельное цветовое равновесие. Становится понятно, что перед нами не просто еще один талантливый художник - пусть даже такой неожиданный и уверенный в себе, как Клара Голицына, - но многолетняя скрупулёзная - «поденная», скажем так, работа - интуитивная, интеллектуальная - разная - честного бескомпромиссного творца.
И эта её живописная яркость, этот «рваный» линейный ряд, гармонизируясь и, как бы, «укротив» сами себя, превращаются в результате в некое цветовое покойное озеро, ярко раскрашенные воды которого, тем не менее, уже отражают то ли небо, то ли наши собственные впечатления, что, оттолкнувшись от красочной его поверхности, плывут себе и плывут, пока не причалят к окоёму картинной рамы.
А картина-озеро, вобрав в себя наши мысли и чувственно-цветовые «испуги», выдаёт их потом нам же самим «на-гора» обновлёнными и сильно помолодевшими. Молодыми - можно сказать - но уже хорошо осмысленными большим живописным опытом самой художницы, многократно ею перепроверенным.
И вот эта неиссякаемая молодость художественной энергии, вобравшая в себя многолетний опыт живописного возраста автора, и есть, на мой взгляд, тот самый удивительный сплав - яркий, мажорный, но при этом как бы «сквозной» и в какой-то мере почти «воздушный» - что определяет до сих пор художественный почерк Клары Голицыной.
«Если бы юность умела, если бы старость смогла», - сказал когда-то кто-то. Так вот это «и умела, и смогла» работает во всех последних работах Клары Голицыной в неком едином, когда-то ею самой и Богом заведённом на небесах механизме.
…И тогда в одной из ёё последних работ «Вдвоём» 2007-го года Богоматерь с Младенцем постепенно растворяются в живописном пространстве картины как некое, точечно намеченное художником созвездие, внезапно проявившееся на золотой небесной тверди.
Сергей БАРСУКОВ
«ЛИСТОК ТРАВЫ НАПРАВЛЕН НА МЕНЯ»
Свое восприятие мира, свой взгляд на него художник может выражать многообразно, в том числе – искусством слова. Хотим познакомить вас и с несколькими стихотворениями К.Голицыной.
НА ЗАВОДСКОМ ДВОРЕ
Передо мной травы зелёный куст,
И белый камень перед ним лежит.
А за травой — земля...
Один листок травы направлен на меня.
Ещё другие два нагнулись вправо.
Остальные похожи на забор.
Собой загородили землю.
Стоят стеной довольно, правда, тонкой.
А я сижу напротив на скамье.
И мимо ходят люди.
Вот прошли девицы:
Одна, вихляя задом в чёрной юбке,
Несла цветок. Желтел в её руке
На фоне красной кофты одуванчик.
В другую сторону прошёл в халате,
По-моему, рабочий или мастер.
Сижу на заводском дворе
Во время перерыва.
1964
Снег синеет.
Встает рассвет.
Палки тополей
Воткнуты в снег.
Ноги в сапогах
Идут, идут.
Фонари горят, и тени
Впереди бегут.
Легкий ветер
Снег метёт.
Я иду, иду
Дорогой на завод.
Коробки, ящики, пустоты,
Квадраты, линии, углы,
Цилиндры, конусы, корзины,
Людей мешки и фонари.
Два силуэта
Чёрных, как вороны,
Склонились над столом.
Голов не видно.
Над чертежами думают они:
Где, что, к чему —
Никак понять не могут.
Вот руки на бока кладёт один.
Другой — в карман засунул.
Так стоят.
Передо мною
Два пустых стола.
Владельцы их
Ушли куда-то.
Слева от меня
Машинка пишущая
На столе стоит.
Кто хочет —
Тот печатать может.
Я вот тоже
В обед свой старый стих
Печатала на ней.
Сейчас нельзя —
Начальник наблюдает.
На пустой стене,
Что справа от меня,
Висит давно
Эмблема коммунизма —
Красный вымпел
«БРИГАДА КОМТРУДА»
1969
В МОСКВЕ
Иду по лесу.
Ландыш не расцвёл.
А май уже в конце —
Всё были холода.
Теперь тепло настало.
Лес маленький
За домом за моим.
И речка там течёт.
Гуляют женщины с детьми.
С собаками гуляют.
Такой лесок смиренный...
Берёзы, сосны там.
Мост через речку.
Его ломают часто.
Сейчас поставили железный.
По полчаса гуляю каждый день.
1999
Комментариев нет :
Отправить комментарий