воскресенье, 4 мая 2014 г.

Война и ее причины


В предыдущей статье цикла мы говорили о том, что толчком для преодоления инерции обычая (он держал в своем плену человечество 300 тысяч лет) и перехода к цивилизации стала пассионарность. Что причина, породившая ее, принадлежит к области духовной культуры и двойственна по своей природе, как Инь и Ян, и способна возбудить страсть  не только у отдельного человека, но и у общества в целом…

И все же где он, самый-самый первоисточник этой страсти?..

Продолжение. Начало

 На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. под воздействием вновь появившегося фактора истории была, наконец, преодолена сила инерции, о которой писал Арнольд Тойнби. Старый мир, мир первобытной общины, рухнул в масштабе истории человечества почти мгновенно. То, что тогда происходило в Месопотамии не с чем больше сравнить, как только с чудовищным взрывом иди извержением вулкана. Оказались погребенными все человеческие ценности, просуществовавшие, практически в неизменности, без малого 2,5 миллиона лет.

Однако почва, под которой были погребены эти ценности, оказалась весьма плодородной. Ростки Нового Мира стремительно прорастали на ней, набирая силу день ото дня. В  Месопотамии происходят грандиозные изменения во всех сферах жизни шумерского общества: в культуре, социуме, политики и т. д.  Революционные изменения выразились и в непрерывной череде великих изобретений и открытий, сделанных шумерами за краткое (1200 лет) время существования их цивилизации. К ним, безусловно, относятся плуг и колесо, использование силы ветра, производство медных орудий труда, утвари. Но, кроме того, это: школы, парламент, космогония и космология, первый книжный каталог,  первый календарь, который начинал летоисчисление с 3760 года до Р.Х., деньги, налоги, законы, медицина, первая печь для обжига кирпича, методы обогащения руды, плавка металла и литье, производство бронзовых изделий и т. п. И, безусловно, самым выдающимся достижением шумеров является письменность. Словом, без преувеличения можно сказать, что в этот период человечество получило мощный импульс, вызвавший фантастическое ускорение его развития. Очевидно, что эта революция, внезапно разразившаяся буквально во всех сферах жизни, стала причиной гибели первобытнообщинного строя, началом эпохи городов и рабовладельческой формации, т. е. Нового Мира, в котором мы обнаруживаем и появление злокачественной внутривидовой агрессивности, и войн в том смысле, в который мы и сейчас понимаем это явление.

Само собой разумеется, что эти революционные перемены не могли остаться незамеченными историей. Упоминания о новшествах многократно повторяются в памятниках шумерской письменности. Однако нас интересует не сами революционные новации, не цивилизация шумеров как таковая, а причина, которая сделала эту цивилизацию возможной.

Есть веское обстоятельство, которое заставляет искать сведения о ней не в памятниках шумерской письменности, а в текстах более позднего времени, т. к. осмысление исторического процесса такого масштаба, как цивилизация шумеров, а тем более осмысление факторов, вызвавших этот процесс, должно было потребовать значительного времени.


Мы имеем в виду влияние шумерской мифологии на тексты первой книги из Пятикнижия Моисея. Влияние это неоспоримо и в наше время признается всеми серьезными богословами и исследователями библии. Именно в текстах книги «Бытие» находим мы осмысление причин того, что произошло в Шумере. Чтобы понять, в чем здесь дело, мы должны сначала обратить внимание на процесс сотворения человека, как он описан в книге «Бытие», а затем на библейскую историю грехопадения.

В наше время уже не требуется доказывать, что человек представляет собой сложную систему, состоящую из множества элементов. А всякая система отличается от другой системы количеством и (или) составом элементов и (или) количеством и характером связей между элементами. С этой точки зрения, Бог, творя человека, творил систему. Именно с этой стороны и посмотрим на библейское описание сотворения человека.

Библия на протяжении 1-й и 2-й главы книги «Бытие» трижды описывает этот процесс. По-видимому, в связи с этим сложилось убеждение, что целью было последовательное совершенствование человека (речь же идет, соответственно, об одном и том же объекте). Однако иудейские мистики-каббалисты довольно давно пришли к убеждению, что Бог создал не одного, а, как минимум, двух разных Адамов. О первом из них, Адаме Кадмоне – «человеке первоначальном», говорится в стихах 27-м и 28-м первой главы книги «Бытие». О втором Адаме, известном как Адам Афар, что значит человек перстный – рукотворный, речь идет в стихах 5, 6 и 7 второй главы книги «Бытие».

Но, если взглянуть на процесс с точки зрения Теории систем, то мы скоро обнаружим, что Библия говорит не о двух, а о трех Адамах.

Бог начинает творение человека в шестой день. Вот как это описано в первой главе Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Бытие 1.27) Это и есть тот самый первоначальный человек, которому еврейские мистики дали имя Адам Кадмон.


Приведенная цитата содержит весьма существенную информацию о нем. Из нее следует, что он состоит из трех элементов: 1. дух (Адам Кадмон духовен, поскольку сказано, что он подобен Богу.); 2. мужское начало; 3. женское начало. Кроме того, если Адам Кадмон подобен Богу, то можно думать, что мужское и женское начала объединены в Боге, как и в подобном ему Адаме Кадмоне.

Продолжение процесса творения человека описывается в Библии следующим образом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Бытие 2.7). Этот Адам отличается от Адама Кадмона тем, что состоит не из 3-х, а из 4-х элементов: 1. дух (вдунул в лице его дыхание жизни); 2. мужское начало; 3. женское начало; 4. плоть (И создал Господь Бог человека из праха земного).

Если опираться на Теорию систем, то здесь мы явно имеем дело уже с другой системой. И в самом деле, этот второй Адам, как уже говорилось, известен под именем Адама Афара, что значит Адам перстный.

И, наконец, Библия возвращается к творению человека в третий раз: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». (Бытие 2.18).

Здесь мы видим, что Господь производит некоторые изменения в конструкции Адама Афара: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». (Бытие 2.21,22).

Однако не все так просто. Древнееврейское слово «цела», которое переводится как «ребро», может быть переведено и как «грань» - «свойство» некоего объекта. Если исходить из этого смысла слова, то получится, что Бог лишал Адама Афара не одной из частей его скелета – ребра, а отделил один элемент – женское начало и тем самым породил третью систему. Эта третья система вновь состояла из трех элементов, как и Адам Кадмон, но состав элементов стал другим: 1) дух; 2) плоть; 3) мужское начало.

Вот так Адам Афар превратился в нового Адама, третьего по счету, который и стал счастливым обладателем супруги. Если Адам Афар, как и Адам Кадмон, был одновременно и мужчиной и женщиной, то этот, третий, Адам был уже преимущественно мужчиной, а его супруга Ева была женщиной, и потому они походили на современных людей значительно больше, нежели их предшественники. Пользуясь этим сходством, мы назовем этого Адама – Адамом Сапиенс и будем считать именно его нашим предком.

Кстати, при таком прочтении становится понятным, почему в Средние Века инквизиция так и не нашла у мужчины следов извлечения ребра. Не было операции в ее физическом смысле - не было и ее физических следов. А вот следы отделения женского начала встречаются повсеместно, и самым ярким из них, безусловно, является гермафродитизм, не говоря уж о присутствии в каждом из нас известных признаков противоположного пола, что, впрочем, считается вполне нормальным явлением.

Какие же выводы можно сделать из описания в Бытии трех последовательных этапов создания человека? Прежде всего, отметим, что в этом процессе Бог использовал всего четыре элемента в различных сочетаниях. Это: дух, плоть, мужское начало, женское начало. При этом подобным себе Бог считал только Адама Кадмона, в структуре которого были объединены дух, мужское и женское начала и отсутствовала плоть. Если допустить, что автор Бытия под подобием имел в виду то же, что и мы, то надо признать, что только Адам Кадмон был подобен Богу, ибо только он, как и Бог, состоял из тех же элементов: духа, мужского и женского начал, что и подтверждается текстом Книги «Бытие»: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…». (Быт. 1.26).

Подчеркнем, что слова эти относятся исключительно к Адаму Кадмону, т. к. сказаны еще до появления Адама Афара. А вот на то, что Адам Афар и Адам Сапиенс тоже подобны Богу, в тексте книги «Бытие» нет ни малейшего намека, и понятно почему. Адам Афар лишается звания «подобный Богу» только из-за наличия в нем еще одного, 4-го элемента – плоти. Что же касается Адама Сапиенс, то он и вовсе не подобен Богу, т. к. не только существо плотское, но и лишенное к тому же одного из божественных элементов – женского начала.

Это разделение мужского и женского начал, которое происходит далеко не в начале творения человека, а как раз тогда, когда Господь творит нашего предка, уже вовсе не подобного ему самому, весьма значимо для нас тем, что именно с этого начинается путь к известному скандалу в раю. Не принимая во внимание того, что человек далек от Бога, не подобен ему, нельзя понять ни сущность запрета вкушать от древа познания добра и зла, ни смысл наказания Адама и Евы, ни последствий, к которым привело людей грехопадение. А именно в истории грехопадения и находим мы тот фактор, появление которого в сознании людей позволило преодолеть силу инерции, сделало возможным стремительный переход шумеров к цивилизации и явилось причиной зарождения и развития внутривидовой злокачественной агрессивности.

Но об этом мы поговорим позднее.

Продолжение следует

Комментариев нет :

Отправить комментарий