вторник, 13 мая 2014 г.

БЫВШИЙ ОФИЦЕР СО СВОЕЙ КОМАНДОЙ АТЛЕТИЧЕСКИХ МОЛОДЦОВ УЖЕ НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ ЗАХВАТЫВАЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ


Мы здесь перепечатываем материал с сайта журнала «Предельная глубина». Тема для «Обывателя» не новая – см. http://obivatel.com/artical/346.html; http://obivatel.com/artical/355.html

Вот уже год, как группа черных российских рейдеров совершили откровенно силовой, незаконный захват ООО «Утришский дельфинарий»: вторглись в офис компании, сместили директора, заблокировали счета, после чего  захватили сочинский дельфинарий, украв все деньги, документы и прочие ценности, и ворвались в московский дельфинарий во время сеанса дельфинотерапии с больными детьми.

Естественно, хозяева дельфинария обратились в суд за защитой. В результате они  выиграли все судебные иски, единственным директором утвержден прежний руководитель этого заведения Лев Мухаметов.

Но так лишь на бумаге. На самом деле торжествуют захватчики. Что делать, мы живем в России. Честно говоря, здесь, несмотря на вертикаль власти и суверенную демократию, все же бывают и вполне правосудные решения суда. Однако их исполнение или неисполнение зависит все равно от всё той же вертикали и той же «демократии». Можно предположить, что банду черных рейдеров, захвативших дельфинарий, покрывают именно те государственные капитаны, что управляют «войной» с коррупцией. Так что надежда автора на то, что «их (черных рейдеров) торжество  скоро закончится и  законность в конце концов восторжествует», на наш взгляд, призрачна. Но дай Бог, чтобы она сбылась. Как говорится, в порядке исключения.
Ольга АРНОЛЬД

Дельфинарий: хроника борьбы с рейдерами

Во втором номере нашего журнала за 2009 год мы напечатали воззвание сотрудников Утришского дельфинария, которые били тревогу по поводу захвата дельфинария рейдерами. Сегодня мы рассказываем продолжение этой печальной истории. Сразу скажем — кое-какие  положительные сдвиги есть, мы выиграли несколько судов, осталось одно, как мы надеемся, заключительное, заседание,  но, увы,  артисты дельфинария понесли тяжелые потери.

Напомним вкратце предысторию. Первый демонстрационный дельфинарий в Советском Союзе  появился на Соленом озере возле поселка Малый Утриш, расположенный между Анапой и Новороссийском, в середине 80-ых годов прошлого века. Фактически этот дельфинарий был детищем видного отечественного ученого Льва Мухаметова. Большинство тех, кто его строил начинал там работать, были сотрудниками Института эволюционной морфологии и экологии животных им. А.Н. Северцова АН СССР (ИЭМЭЖ) (сейчас – Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН).  Дельфинарий действовал на условиях полного хозрасчета. К сожалению, через несколько лет он был разрушен сильным штормом; это случилось уже во время перестройки, и восстанавливать его не стали. Зато на его базе сложился творческий коллектив, был накоплен уникальный опыт дрессировки морских животных и их содержания.  Позже возникла целая сеть  дельфинариев в разных городах под тем же самым названием –  ООО «Утришский дельфинарий». В отличие от других демонстрационных дельфинариев на пространстве бывшего Советского Союза, в Утришском дельфинарии акцент ставился не на коммерцию. Это было, как теперь модно говорить, социально ответственное предприятие; деньги, заработанные на представлениях и гастролях, руководство вкладывало  в научные исследования. Фактически «ООО «Утришский дельфинарий» содержал морскую станцию «Малый Утриш» РАН, единственный в стране научно-исследовательский дельфинарий. По инициативе директора Льва Мухаметова на базе Утришского дельфинария стала развиваться дельфинотерапия — реабилитационные взаимодействия дельфинов с больными детьми.

Дельфинотерапия как раз и подвела руководство дельфинария. Вернее, не сама она, а желание как можно лучше наладить эту методику и проводить ее в оптимальных условиях.

На Мухаметова вышли некие лжепредприниматели, которые предложили построить специальное здание для дельфинотерапии. Рейдеры входили в доверие долго, захват готовился более полутора лет. Наконец в конце 2008 года соглашение было подписано, при этом в последний момент  представители «застройщиков»  потребовали формальные доли в ООО «Утришский дельфинарий», якобы для гарантии «инвестору». Уставный капитал ООО «Утришский дельфинарий» был в равных долях поделен между тремя соучредителями; кроме директора Льва Мухаметова, ими также являлись директор московского филиала Владимир Петрушин и Андрей Абрамов, зам. директора по науке. «Застройщикам» удалось получить «в залог» доли Мухаметова и Петрушина, то есть 2/3 уставного капитала.  После этого, естественно, ни о каком строительстве речи не было, зато мошенники немедленно перепродали не принадлежавшие им доли некой оффшорной кипрской компании. Вскоре рейдеры, нарушив все гарантии, договоренности и российские законы, созвали нелигитимное собрание акционеров и сместили директора ООО «Утришский дельфинарий» Льва Мухаметова. Захватчики сразу же стали устанавливать свои порядки — 6 марта прошлого года они вторглись в офис компании и заблокировали счета. Затем рейдеры приступили к силовым действиям. Им удалось захватить сочинский дельфинарий — это было 4 апреля, а  6 апреля они одновременно разгромили офис, украв все деньги, документы и прочие ценности, и ворвались в московский дельфинарий во время сеанса дельфинотерапии, перепугав больных детей.

Новым директором захватчики «избрали»  некоего Анатолия Аверина; именно под его руководством рейдеры вскрывали железные двери и разбирали потолок в помещении дельфинария на Мироновской.  Это весьма любопытная фигура; в одной из статей в интернете было сказано, что по нему уже давно «плачет и рыдает пенитенциарная система». Бывший офицер со своей командой атлетических молодцов уже не в первый раз захватывает предприятия и становится директором. Правда, в прошлый раз это был насосный завод в Санкт-Петербурге, который он привел к бесславному концу. Впрочем, насосы ли, дельфины ли — не все ли равно? Деньги не пахнут... Наверное, поэтому господин Аверин очень удивился, что сотрудники московского дельфинария все как один отказались работать на бандитов. Они не покидали своих зверей до тех пор, пока молодчики из охраны не вынудили их уйти. На их место рейдеры набрали штрейкбрехеров из других дельфинариев,  но на эту работу не согласился ни один квалифицированный специалист, поэтому рейдерам пришлось довольствоваться помощниками тренеров, резчиками рыбы. Ветеринаром стал бывший гинеколог,  в свое время уволенный из объединения за растрату,  «заместителем директора по реабилитации»  назначили некую Светлану Дороганич — человека безо всякого специального образования, которая якобы обучалась дельфинотерапии в Севастополе, но которую на самом деле оттуда изгнали. Единственным человеком из «нового руководства», который имел до этого отдаленное отношение к дельфинам, был некто Кирилл Михайлов, участвовавший ранее в строительстве дельфинария в Ялте. Назначив самого себя сначала «председателем совета директоров» Утришского дельфинария, Михайлов, не скрываясь, говорил при свидетелях, что является инициатором рейдерского захвата. Более всего было страшно за животных, оставшимися один на один с такими людьми.

И, как выяснилось, наши страхи были вовсе не беспочвенны. 19 июня умер красавец Байкал, самец афалины, наш «мачо», отец всех рожденных в московском дельфинарии малышей. Как сообщили рейдеры, от «хронической пневмонии», хотя он был совершенно здоров, когда наших сотрудников выгнали из дельфинария.  Сразу после этого белуху Егора, зверя в расцвете сил, жившего в дельфинарии с 1993 года и ставшего его символом, отправили «на пенсию» - перевели в мелкий бассейн, где дельфин его размера просто не может прожить долго. 2 октября пропала беременная самка Патра — ее якобы отправили в сочинский дельфинарий. На самом деле она, без сомнения, погибла; примерно через месяц в Сочи появилась афалина, которого называют Патрой, но это явно совершенно  другой зверь, добытый браконьерами, — у него нет характерных для Патры примет. 13 октября не стало еще одного артиста, афалины Коли. После его смерти рейдеры начали клеветническую компанию, обвинив прежних руководителей в том, что по их приказу дельфина якобы «отравили». Водолаза Алексея Пахомова, дважды в неделю  чистившего бассейны, привезли в милицию, где на глазах женщины-следователя его зверски избивали, выбивая признание, что он  давал дельфинам таблетки с ядом. Пахомов ничего не подписал, но это не помешало новоявленному «директору» Михайлову вещать с экранов, что дельфинов «отравили». В декабре с Чукотки рейдеры привезли 22 моржонка. Их поместили в тесный загон, сейчас в живых из них осталось 15. И, наконец, рейдеры погубили трехлетнюю моржиху Алину. Как и у всех моржей в неволе, у нее начались проблемы с клыками. Удаление клыков — очень сложная операция, раньше для ее проведения приглашали бригаду английских хирургов, но тем не менее многие животные не выживали. Ветеринары Утришского дельфинария освоили и усовершенствовали эту операцию и благополучно прооперировали 19 моржей. Алину должны были оперировать еще весной; Лев Мухаметов предлагал рейдерам ради спасения животного провести операцию своими силами и давал гарантии, что после реабилитации его вернут, но ответа не получил. 13 января Алину взялись оперировать люди, никакой квалификации не имевшие, ветеринар-стажер и ветеринар-лаборант. Моржиха умерла сразу после премедикации — у нее прекратилось дыхание, а подключить ее к аппарату искусственного дыхания коновалы не сумели. И опять ложь: якобы морж умер после успешной операции, на которой присутствовала американская исследовательница, которой в тот момент в России не было (от нее сразу же был получен возмущенный ответ). Сколько еще животных погибнет, прежде чем законные хозяева получат к ним доступ? В настоящее время моржи в представлениях, которые проходят практически при пустых трибунах, не участвуют,  само представление длится не более получаса — выступать перед зрителями некому.

Сразу после первого, мартовского, «наезда» рейдеров   законное руководство Утришского дельфинария  обратилось в суд, прокуратуру и Общественную палату, но для широкой публики это событие прошло почти незамеченным. Рейдеры устроили настоящую информационную блокаду. Достаточно сказать, что  они почти сорвали пресс-конференцию Льва Мухаметова и других прежних руководителей и сотрудников дельфинария, которая состоялась 19 мая.  В самый последний момент, за несколько часов до начала пресс-конференции, руководство «Российской газеты» отказало нам в ее проведении, несмотря на предварительную договоренность. За эти часы  удалось перенаправить  приглашенных журналистов на новое место, в конференц-зал Института проблем экологии и эволюции им. Северцова. Однако  добрались не все: съемочные группы всех федеральных каналов начальство вернуло с пути, а некоторые персонально приглашенные VIP-персоны были именно в этот момент срочно вызваны в Останкино. Надо сказать, что и те, кто присутствовал, не всегда смогли опубликовать достоверную информацию. Даже такие вроде бы независимые средства массовой информации,  как «Новая Газета» и Рен-ТВ, проигнорировали это событие, хотя их корреспонденты и были на пресс-конференции. Из телеканалов объективно освещали ситуацию в дельфинарии на первом этапе борьбы только «Вести Москвы», достойные статьи опубликовали «Известия» и «Российская газета». Надо сказать, что наша «Предельная Глубина» вмешалась в ситуацию одной из первых. Увы, со страниц многих изданий обливали грязью и Льва Мухаметова персонально, и все прежнее, то есть истинное, руководство скопом, что не делает чести журналистскому сословию. Впоследствии Михайлов в частном разговоре с Петрушиным, прямо в кабинете следователя, спросил его, откуда у нас деньги на публикации? И не поверил, когда ему ответили, что мы никогда прессе не платили — наверное, просто не знает, что честные журналисты пишут правду, и притом бесплатно.

Понимая, что государство наше можно назвать правовым с очень-очень большой натяжкой, мы решили поднять общественность и обращаться непосредственно к высшему руководству страны. Наше воззвание с просьбой вмешаться в ситуацию, обеспечить законность и спасти зверей подписали видные деятели науки и культуры. Среди подписавшихся были Иван Затевахин и Максим Никулин, писатели Галина Щербакова и Аркадий Арканов, артисты  Геннадий Хазанов и Николай Басков. Свои подписи под обращением к Президенту и правительству поставили 48 видных ученых — докторов наук, членкоров и академиков, в том числе заведующие кафедрами и директора институтов. За дельфинарий вступился профессор Алексей Владимирович Яблоков — член-корреспондент и советник РАН, председатель Совета по морским млекопитающим. Собирали подписи в защиту дельфинов  медики, наблюдавшие поразительный эффект дельфинотерапии, и родители детей-инвалидов. Участвовали в этом благородном деле и дайверы.  Честно говоря, мы боялись, что все это пустая трата времени и сил, но наша деятельность тем не менее привела к некому положительному результату: сверху поступило распоряжение генеральной прокуратуре взять дело Утришского дельфинария под контроль. Замолчать эту ситуацию и засудить нас под сурдинку рейдерам не удалось.

Широкая общественность не осталась в стороне. 18 июня родители детей-инвалидов устроили митинг в Сокольниках под лозунгом «Верните наших дельфинов». Особенно активными оказались пользователи интернета; в июне интернет-сообщество организовало общественное движение «Морская волна». Это движение устроило акцию «Голубая ленточка» - всем, кого волнует судьба животных, предлагали нацепить на рукав или привязать к антенне автомобиля голубую ленточку; были розданы тысячи таких ленточек. В интернете были собраны десятки тысяч подписей в защиту дельфинария и его обитателей. После гибели дельфинов Коли и Патры «Морская волна» организовала пикет, который состоялся 8 ноября у станции метро 1905 года.

Тем временем судебные дела шли своим чередом. Колеса правосудия катятся очень неспешно. Тем более что некоторое время они катились в сторону рейдеров, которые пытались обвинить в мошенничестве истинных хозяев. Это обычная рейдерская практика — посадить за решетку ограбленных и наслаждаться плодами своих неправедных трудов. Так, уголовное дело было заведено против директора Питерского филиала Игоря Костова, отказавшегося пустить на свою территорию захватчиков и передать им дельфинарий и животных (белухи, с которыми плавают дайверы на Белом море, в дайвцентре «Полярный круг», относятся именно к этому филиалу). Костов даже провел за решеткой два дня за неявку к следователю. 5 августа дело против него было прекращено. Наши юристы вели два отдельных арбитражных судебных дела от имени одного из учредителей ООО «Утришский дельфинарий» Андрея Абрамова: одно — о неправомерности изменения Устава ООО, нелигитимном собрании акционеров и переизбрании директора Мухаметова, и второе — о незаконной продаже долей уставного капитала без ведома одного из учредителей (Абрамова) и переводе на него спорных долей. Рейдеры всячески пытались заволокитить судебную процедуру, не стесняясь прибегать к подлогам. На одном из заседаний они потребовали приобщить к делу некий протокол, якобы подписанный прежними соучредителями. Для разоблачения фальшивки не потребовалось даже экспертизы — оказалось достаточно отметки в паспорте одного из «подписантов», который именно в этот момент находился за границей.  В результате все судебные заседания выиграли истинные хозяева, единственным директором после всех апелляций и кассаций утвержден Лев Мухаметов, причем судом приняты обеспечительные меры, запрещающие его переизбрание. Что же касается перевода долей на Абрамова, то по этому делу окончательное решение перенесено на март в связи с неявкой представителя кипрской оффшорной фирмы;.

Но успокаиваться еще рано. И законный директор Мухаметов, и  учредитель Абрамов не могут войти в дельфинарий, где правят и губят животных рейдеры.

И возникает очень много вопросов. Почему, например, рейдеры с липовыми документами могут силой захватить предприятие, а законные хозяева туда попасть не могут? Почему следователь Катасонова, по приказу которой избивали чистильщика бассейнов, якобы отстраненная от дела после заявления Пахомова в прокуратуру, через неделю снова восседала в своем кабинете и опять им занималась? Почему так вяло продвигаются уголовные дела, заведенные по факту избиения человека в милиции и разгрома и ограбления офиса? И еще много других «почему»...

Ответ известен, и имя ему — коррупция. Никуда не ушло, оказывается, и телефонное право. Рейдеры ничего и никого не боятся. Мы надеемся, что их торжество  скоро закончится. Хочется верить, что законность в конце концов восторжествует. Восторжествует в обозримом, ближайшем будущем, пока еще живы звери, ставшие жертвой жадных и беззастенчивых мошенников.  Их очень жалко — и тех, кого уже нет с нами, и тех, кто сейчас страдает в руках непрофессионалов, для которых они — не живые души, а имущество, которое должно приносить прибыль.

Так хочется жить в правовом государстве...




2 марта 2010 г.

Комментариев нет :

Отправить комментарий