понедельник, 5 мая 2014 г.

ПОСЛЕДНЯЯ ВОЙНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА



Гармония (от греч. αρμονία, harmonia — соразмерность, слаженность, согласованность) — соразмерность, слаженность, согласованность частей целого; имеет множество значений: связь, строй, порядок, сочетание, единение, единство, симметрия, стройность, лад, связанность; антонимы: дисгармония, разлад, несоответствие; рассматривается в философии, эстетике, искусстве, музыке, науке, физике, математике; в эвентологии  изучается на языке эвентологических распределений.

Викизнание



Гармония, в греческой мифологии дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма. Боги, которые присутствовали на свадьбе Гармонии, подарили ей пеплос и ожерелье работы Гефеста. Это ожерелье («ожерелье Гармонии)» стало источником несчастий для тех, кто им потом владел; оно было причиной гибели Амфиарая, Алкмеона и др.

Миф об ожерелье Гармонии относится к мифам, в основе которых — сказочный мотив о заклятии, лежащем на сокровище, добытом войной или нечестным путём.




Сергей ДУЛИН
Война и ее причины

ОКОНЧАНИЕ. Продолжение

…Вспомним: мы с вами согласились в том, что неверно понимаем суть добра и зла. Расценивая их, как непримиримые противоположности и неизменно устремляясь к добру, мы упускаем из виду, что оценка любого факта с точки зрения добра и зла никак не связана с сутью самого факта, но полностью зависит от нашего отношения к этому факту. Иными словами, нет и не может быть такого факта, события, процесса, мысли или даже слова, которые не были бы добром и злом одновременно. В самом деле, мы говорим, что высшим проявлением зла является смерть, а высшим проявлением добра - жизнь. Но не трудно сообразить, что смерть есть ни что иное, как обязательное условие жизни. Не было бы смерти - не было бы и жизни.  Добро и зло, таким образом, категории относительные. Наше постоянное стремление найти абсолют в этих заведомо относительных категориях и ввергло нас в непрерывный  кругооборот войн.

Наши поиски абсолюта там, где его нет, удивительны. За многие столетия этих поисков создана философия добра и зла. Величайшие умы человечества всерьез рассуждали и рассуждают на тему добра и зла - их присутствия не только в нашем сознании, но и в самом мироздании. Знаменитый математик Готфрид Лейбниц ввел в оборот новый термин – «теодицея», который обозначает философское течение или науку, занятую поиском оправданий для Бога за то, что он допустил существование зла в мире. В свою очередь клирики с этой же целью придумали падшего ангела – дьявола и целый сонм различных существ, его приспешников, ведь если Бог всеблаг, то кто-то должен отвечать и за зло. Все это, безусловно, свидетельствует о сильнейшем влиянии на человека той ошибки, которая некогда была совершена. Выдающийся польский сатирик, поэт и афорист XX века Станислав Ежи Лец сказал замечательные слова: «Ошибка становится ошибкой, когда  она рождается как истина». Не правда ли, исключительно точное описание того, что с нами случилось. Воспринимая собственную ошибку как истину, мы, в конце концов, и зашли в тупик.

Но что же делать, как исправить эту ошибку и возможно ли это? Ответ дает нам сама история.

Перенесемся в Древнюю Грецию, как раз в «Осевое время», и найдем веху, обозначающую развилку на пути развития человечества. Увлеченные борьбой за добро во имя искоренения зла, люди просто не заметили этой важнейшей вехи. И напрасно: откажись мы от борьбы за добро в ту пору, наша история была бы совершенно иной, гораздо более благодатной. Что же это за веха? Ее имя всем известно – это гармония.

Еще Гераклит теснейшим образом связывал гармонию с тождественностью того, что и тогда, и теперь воспринимается как противоположности.

"Путь вверх и путь вниз один и тот же". "Аид и Дионис одно и то же"; "Добро и зло [суть одно]"; "В нас [всегда] одно и то же: жизнь и смерть, бдение и сон, юность и старость. Ибо это, изменившись, есть то, и, обратно, то, изменившись, есть это"; "Бессмертные смертны, смертные бессмертны».[1] У Гераклита Гармония достигается через вражду.

«"Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через вражду (erin)". "И природа стремится к противоположностям; и из них, а не из подобных [вещей] образуется созвучие».[2]

Однако упомянутые здесь противоположности, хотя и «враждуют», но не стремятся истребить друг друга. Они не могут существовать одно без другого. Отсюда ясно, что если добро и зло существуют в мире отдельно друг от друга, как это есть в нашем сознании, то мы ни в коем случае не должны стремиться к увеличению добра и истреблению зла, ибо это приводит к невозможности синтеза гармонии. Кроме того, любые противоположности, если можно так выразиться, всего лишь полуфабрикаты, из которых формируется основной продукт – гармония. Это понимали и пифагорейцы. Они рассматривали Гармонию через число, которое являлось у них центральным понятием всего учения. Число они понимали именно как синтез противоположностей - в их случае предела и беспредельного.

Таким образом, устремляясь к добру, мы устремляемся к чему-то, что не существует само по себе, а только в паре со злом, и единственный смысл существования этой пары есть синтез гармонии. Вот почему наша борьба за добро немедленно приводит к увеличению зла. Еще раз: одно не существует без другого! Гармония же как синтез противоположностей есть некая цельность, пронизывающая все мироздание и, конечно, человека и социум. Или, говоря иначе, она есть основной закон развития и жизни мироздания.

Изменяясь от 0 до ∞, гармония органически содержит в себе и цель всякого развития. Это дает возможность заменить добро как ложную цель, к которой мы все еще продолжаем стремиться, на цель истинную. Ведь в конечном итоге наши страдания проистекают не от отсутствия добра, они порождаются низким уровнем гармонии. Болезни, например, есть ничто иное, как снижение уровня гармонии (разбалансированность) процессов жизнедеятельности, протекающих в организме и обеспечивающих наше физическое существование. Смерть, стало быть, это прекращение процессов жизнедеятельности и, как таковая, есть форма хаоса. Безусловно, и внутривидовая злокачественная агрессивность есть также снижение уровня гармонии процессов, протекающих в социуме. Война же, как следствие этой агрессивности, неизменно приводит к еще большему снижению уровня гармонии. Она непосредственно и всегда связана с гибелью множества людей, т. е. с остановкой процессов жизнедеятельности и, следовательно, порождает хаос. Но именно в хаосе зарождается гармония и, зародившись, немедленно начинает новый цикл созидания. При этом на следующем витке цикла мы достигаем новых, более изощренных способов преумножения добра, а, следовательно, и зла. Увеличение зла при этом самым непосредственным образом выражается в совершенствовании орудий убийства. Потому каждая следующая война неизменно бывает более жестокой, чем предыдущая. Она затрагивает все большее количество населения планеты и ввергает нас во все более глубокий и продолжительный хаос. Сегодня мы находимся на последнем витке этого порочного цикла, ибо уже готово страшное оружие для последней битвы за добро. Если эта битва состоится, гармония не начнет новый цикл с участием человека, ибо для созидания не останется человеческого материала. В новом мире, который создаст гармония на этой планете, человека уже не будет.

Череду этих порочных циклов мы можем прервать, если заменим ложную цель целью истинной, и вместо устремления к добру, начнем стремиться к гармонии, ведь гармония предполагает восприятие мира как единого целого. В таком, едином мире нет антагонистических противоположностей и, следовательно, нет антагонистических противоречий. В принципе стремление к гармонии должно со временем привести к гармонизации всех процессов и всех сфер жизни общества.

Какие же сферы представляются наиболее важными в виду угрозы новой и на этот раз последней войны человечества? Конечно, это те сферы, в которых сконцентрирована основная масса антагонистических интересов: экономика, политика, социум. Но наши знания о законах гармонии именно в этих сферах чрезвычайно скудны. Правда, в экономике предпринимались попытки разработать теорию гармонии. В экономическую науку это понятие, по-видимому, ввел американский экономист Генри Чарльз Кэри (1793 -1879), хотя высказываются  мнения о том, что это понятие содержится и в трудах классических экономистов, начиная с Адама Смита. Вслед за Генри Кэри в 1850 году французский  экономист Фредерик Бастиа издает книгу под названием «Экономические гармонии». В экономике гармония исследовалась в разных аспектах и, прежде всего, в аспекте идеи о существовании гармонии интересов в обществе. Именно так воспринимал идею гармонии в экономике Архиепископ Уитли, занявший в 1832 г. кафедру политической экономии в Тринити колледже (Дублин). Гармония в экономике исследовалась и в связи с теорией максимального удовлетворения и в связи отрицанием классовых конфликтов. Исследовалась гармония в экономике и в связи с так называемой традицией спонтанного порядка, суть которой в том, что, хотя все социальные последствия есть последствия деятельности человека, они в то же время не есть реализация какого либо заранее принятого плана или замысла.[3] Однако все эти попытки не получили серьезного развития, и понятие гармонии покинуло экономическую науку. Что касается политической и социальной сфер, то здесь наши представления о гармонии еще более скудны.

Отсутствие устремления к гармонии, игнорирование ее законов способствует обострению антагонистических интересов различных государств. Мы отчетливо наблюдаем это в отношениях России, США и стран Западной Европы. Разнообразные природные ресурсы всегда были наиболее ярким выражением добра. Без них невозможно не только материальное благополучие общества, но и сами так называемые вечные ценности. Милосердие, сострадание, любовь вещи не абстрактные. Они всегда и везде требуют материального воплощения. К власти и приходят те, кто, сострадая своему народу, способны реально приумножить его благосостояние, вызвать у населения чувство гордости за свою страну, добиться ее процветания. Все это не достижимо без ресурсов. Именно поэтому увеличение ресурсов является одним из главнейших интересов любого государства. Россия сегодня один из главнейших держателей природных ресурсов. Именно поэтому одно только подозрение, что Россия может использовать их в политических целях, вызывает острейшую реакцию Запада. Все понимают, что, например, углеводородный шантаж может привести к тяжелейшему социальному взрыву, а социальные катаклизмы всегда относились к категории зла, часто приводили к насильственным политическим переворотам и кровопролитию.

В странах Запада нет уверенности, что Россия никогда и ни при каких обстоятельствах не ограничит поставки углеводородов. И они правы. Потребление углеводородов в мире растет, а их запасы оскудевают. Нетрудно предвидеть, что довольно скоро этих запасов России будет хватать только на внутреннее потребление, и тогда она радикально сократит или вообще прекратит их вывоз. И, как вы думаете, Запад будет вести себя в соответствии со своим пониманием добра и зла?..

Последняя война человечества, таким образом, подошла к нам вплотную. И если все страны мирового сообщества не прекратят свое безудержное стремление к добру и не обратятся к гармонии, требующей, среди прочего, и нахождения оптимальных пропорций в распределении природных ресурсов, последняя война человечества неминуемо разразится.

[1] Цитируется по книге А.Ф. Лосева История античной эстетики, М.: "Искусство", 1992, 1994

[2] Там же.

[3] Фридрих Август фон Хайек.
10 октября 2009 г.

Комментариев нет :

Отправить комментарий