понедельник, 5 мая 2014 г.

О ЛЮБВИ, О СЧАСТЬЕ И ОБО ВСЕМ, ЧТО ВАЖНО


Есть неленивые люди, которые, читая, выписывают из книг самые понравившиеся, умные, трогательные или красивые места. Это здорово – всегда иметь под рукой кладезь мудрости и радости, но не безликий склад чего угодно, а личную сокровищницу приятного, ценного только для твоей собственной души.

Писательница Наталья Копсова делает такие выписки из книг. Но из каких! Из книг «Царств», «Творения» и «Сияния». Четыре книги Царств – это часть библейского Ветхого завета. Их авторами считаются пророки, которые преемственно записывали события своего далекого, дохристианского времени, а их «сказания» обнимают около 600 лет. Цель их, по-видимому, - отобразить политическое состояние еврейского народа и его религиозно-нравственную жизнь. «Творения» и «Сияния» - это составные части Каббалы. Считается, что Каббала - это мистическо-философское учение иудейского происхождения. Его цель - духовное совершенствование личности, которое позволяет человеку понять свое предназначение в материальном и духовных мирах. Книга «Творения» - ее самое раннее сочинение, вроде бы сотворенное Авраамом и, значит, насчитывающее более 4000 лет. Многие источники полагают, что она была передана Моисеем избранным жрецам.

И, наконец, «Сияния» - классическое произведение средневекового каббализма, появившееся в самом конце XIII века и соединившее в себе воззрения всех предшествовавших школ учения.

Не «зацикливаясь» на проблеме авторов, отметим несомненное: они аккумулировали наблюдения и интеллектуальные достижения многих мудрецов, живших в пространствах – не столетий даже – тысячелетий. Наталья Копсова выписала из книг то, что показалось важным ей, впечатлительной женщине (оставив, например, в стороне политические и философские мотивы), другие, может быть, остановили бы свое внимание на чем-то другом. Но… почти наверняка каждому из нас захочется сделать свои выписки из этих выписок. Или запомнить что-то из запавшего в душу.
О цели жизни


Жизнь должно строить как храм - тогда и увидишь ее в лицо. Человеку необходи­мо сбыться, а оковы, мешающие стремиться вверх, стремят вверх. Узнать же свое призвание в жизни можно по той неотвязности, с которой оно тебе сопутствует.

Если, живя жизнь, ты послушен не велениям души и сердца, но руководствуешься соображениями, которые можно легко выразить словами и которые умещаются в сло­ве целиком, с тобой еще не о чем говорить. Важно только то, откуда ты начал путь, куда идешь и куда уже пришел.

Заметь, что все, кому скучно жить, беспрестанно думают о еде. Культ извлечения полезностей, порой подчиняющий все иные человеческие устремления, - не от Бога и даже не от Дьявола.

Больно видеть, как человек превращается в сундук, забитый ненужными вещами. Для того чтобы обрести величие, недостаточно уничтожить свидетелей собственной низости. Спасаются только тогда, когда спасение служит величию Бога.

Смешно было бы видеть зерно, что жалуется на дурную почву и плохую погоду, ко­торые вырастили его салатом, а не могучим кедром. Оно просто было зерном салата. Человек слаб и низок, если он мечется по жизни в поисках виноватых. Никогда не надо думать, что целое - просто сумма отдельных частей. Мир - это когда все вещи пре­бывают на своих местах и составляют часть чего-то большего, нежели они сами. Что же делать: покоряться или бороться? Нужно покоряться, чтобы выжить; но нужно бо­роться, чтобы продолжать быть. А предоставьте все жизни, потому что правда жизни едина, хотя открывается всегда как противоречие. И уже позже, глядя с вершины, от­куда ты увидишь разрешенными все свои проблемы, ты очень удивишься: «Как же я сразу не понял, не догадался?» Будто бы существовало то, что возможно было понять.

Ничто не строится на камне, все на песке, но долг человеческий строить, как если бы песок был камнем. Вечных истинных ценностей от Бога существует лишь три - Благо, Истина и Красота; а у Господа есть неоспоримые права в человеке. И надо жить такой жизнью, какую хотелось бы прожить снова и снова, и так целую вечность.

О счастье

Счастьем называют упоение, венчающее победу, блаженство, вознаграждающее за усилия и труды. А каким покоем веет от добросовестно сделанного дела! Красота и счастье не цель, а вознаграждение. Прежде счастья должен быть человек, способный стать счастливым. Посмотри, как драгоценна еще не осуществленная возможность. Не бывает счастливых без рабочего пота и творческих мук. А еще счастье - почти всегда знак того, что перед тобой хороший человек с добротным сердцем.

Большинство живет в царстве неосуществленных желаний. Но без Бога в душе мир - только свалка не очень нужных вещей, а вряд ли кто хочет жертвовать жизнью ради свалки. Низкие сердцем ломятся к кормушке, а, отвоевав себе место в хлеву, превра­щаются в чавкающих свиней. Человек должен искать напряжения сил и жизни, а вовсе не счастья. Счастье - просто иметь благодарное сердце!

Может быть, тишина и неторопливость - главное в жизни.

Чем дороги тебе эти тринадцать бусин, в них нет ничего ценного? Дороги только платой, за них заплачено не одной головой.

Невозможно, например, растратить любовь.

Чем больше отдаешь, тем больше и остается. Оглянись вокруг - и увидишь, что все-все  извлечено из небытия надеждой и любовью. Счастливы любящие и любимые и те, кто может обойтись без любви - счастливы счастливые.

О любви


Любовь для человека куда важнее пользы, но, смотря на опустевший свадебный зал, что можно узнать о любви?

Некоторые ищут женщину, готовую вложить в них любовь, как вклад в банк - они ошибаются. Любовь начинается там, где ничего не ждут взамен. И дорожить надо не той, что любит любить, а той, что любит.

Принцессу умащивали благовонными маслами, она знает, что такое поэзия, музыка, изящество, тишина. От ее нежного лица веет покоем, столько в нем глубины и значи­мости, покой её сродни освежающей воде родника, - так неужели ты скажешь, что твою любовную ночную жажду утолят одинаково и она, и купленная тобой девка толь­ко потому, что тела их схожи? Тебе кажется, ты стал свободнее оттого, что не отлича­ешь одну от другой и тебе не надо тратить время на ухаживание, - и, конечно же, девкой делаются куда скорей, чем принцессой, но поверь на слово - ты обделен. Ес­ли же тебе не по вкусу принцесса и ее утонченность, это вовсе не значит, что прин­цессы плохи, это значит, что тебя еще просто нет. Что искать в вечернем ветерке лицо, которое пленит тебя? Если в тебе душа, которую можно взять в плен? Сентиментальным гусеницам тоже мнится, что они влюблены в полет.

С продажной женщиной забывают о любви, даже если женщина та была очень кра­сива, - после ночи нечем ее вспомнить. Но если то же лицо, стать и слова окажутся у принцессы, которую взрастили музыкой, поэзией и мудростью, научив отвечать гне­вом на оскорбления и хранить верность в испытаниях, выковав в ней и твердость и преданность и благородство, - если эта принцесса скажет тебе те же слова, но в ее голосе ты услышишь совершенство ее души, - уверяю, на рассвете ты уйдешь обновленным и душа твоя будет петь. Та, что только что притихла, вовсе не похожа на ту, что ушла в глубину своего молчания. Лицо принцессы было светлым, как луна в осеннее равноденствие, цвет лица - свеж, как окропленные росой розы, брови каза­лись нарисованными кистью и тушью, бездонные глаза были серьезны и тогда, когда губы ее улыбались, и вся она была игрой облаков и дождя в зеркале луны и ветра. Ко­гда сердце полно, то ночь кажется короткой. В головокружительный миг совокупления все люди - суть один человек и один Бог. А в ночь ночей и вода в кувшине становится вдруг слаще. Если любят тебя, пусть даже неощутимо, ты идешь в луче света. Но если твоя любовь взаимна, если тебе раскрыты объятия, молись Господу, чтобы Он спас твою любовь от порчи, ибо я не ручаюсь за сытое сердце. Однако соврет влюбленный, утверждая, что день и ночь молится на свою возлюбленную. Его отвлечет блоха, если укусит.

Но пуст твой день, если не ждешь больше легких шагов, если не расцветает на твоем пороге улыбка, медовую сладость которой в тишине и тайне собирала для тебя любовь и которой ты сейчас насладишься. Пуст твой день, если не настал роковой час прощания. Пуст, если нет забвенья сна, когда страсть набирается сил. Но вредно пу­тать любовь с рабством сердца. Прекрасна любовь, которая молится, но та, что клян­чит и вымогает, сродни лакею. Обречены на неуспех те, кто хочет в первую очередь нравиться. Желание нравиться делает их слишком податливыми и гибкими. Они бегут навстречу и предают на каждом шагу, желая остаться желанными.


А еще я хочу благоговенья перед детьми, и поэтому требую, чтобы детей было как можно меньше - они должны стать дорогими сердцу. Каждый ребенок - награда от Господа. Однако плох тот отец, что слишком рано начал молиться о красоте для дочери.

Если ты увидишь, как дорожат люди вечерним чаем в своем доме, в своей семье, и ты с присущей людям близорукостью возвеличишь чаепитие и заставишь всех поклоняться чайнику, они разлюбят и чай, и жену, и дом, и семью. А зачем же нужен тогда кувшин из сияющего серебра, если трапеза вдвоем уже не обряд, предвещающий любовь?

Подборку вечных истин из книг «Творения», «Царств» и «Сияния» сделала  Наталья КОПСОВА

Продолжение следует. В следующий раз вы прочтете о дружбе и ненависти, о власти, о свободе, о познании себя в мире, о старости, о смерти.
8 августа 2010 г.

Комментариев нет :

Отправить комментарий