Ныне в наш раздел «Собратья» мы пригласили сайт http://www.droug.ru/ Издательского дома Друг.
Издательский дом Друг начал свою деятельность в 1990 г. Сейчас он выпускает:
журнал «Друг» для любителей кошек — единственное российское издание, посвященное вопросам фелинологии, рассчитанное как на любителей, так и на профессионалов. В 1999 году признан лучшим среди европейских журналов о кошках;
журнал «Друг» для тех, кто любит собак - профессионально освещает широкий круг вопросов (породы собак, советы ветеринара, выставки и пр.);
журнал «Ветеринар» - для практикующих ветеринарных врачей.
Повод для перепечатки в «Обывателе» публикации с сайта http://www.droug.ru/ весьма тревожный. Нависла угроза над жизнью любимых очень многими москвичами (и не только) животными из знаменитого московского дельфинария.
На снимках - первые результаты управления дельфинарием новыми "хозяевами"
В приемную Совмина РФ,
В приемную правительства г. Москвы
Из-за рейдерского захвата московского дельфинария жизнь уникальных дельфинов, котиков, сивучей и моржей в опасности! Еще немного – и больные дети лишатся необходимой им дельфинотерапии, прекратятся научные исследования, не говоря уже о представлениях...
Недавно ООО «Утришский дельфинарий» захватили рейдеры. К захвату они готовились два года. Введя в заблуждение одного из учредителей и директора Общества, они под предлогом постройки в Москве специализированного здания для проведения дельфинотерапии фактически присвоили 2/3 уставного капитала, которые якобы были переданы на три года в залог лжеинвесторам, некой компании М.В.М., как впоследствии выяснилось, предприятию-пустышке. К строительству никто и не собирался приступать, а неоплаченные доли с многочисленными грубыми нарушениями действующего законодательства тут же были перепроданы неизвестной кипрской фирме. Далее захватчики, опять-таки нарушая положения закона, образовали новое «руководство» во главе с директором Анатолием Авериным.
Рейдеры заняли офис компании и, подделав печать на банковских карточках, заблокировали счета. 4 апреля они захватили дельфинарий в Сочи, а 6-го разгромили офис, взломали сейф, украли 850 тысяч рублей, предназначенных для зарплаты сотрудникам, и все документы, в том числе результаты засекреченных научных исследований. В то же самое время Аверин руководил вторжением в помещение дельфинария в Москве, на Мироновской ул., 27 . В дельфинарии был выходной день, и в половине шестого вечера на работе находилось только женщины, проводившие занятия с детьми-инвалидами, ветеринар и пожилой тренер.
Неизвестные мужчины атлетического сложения взломали двери, пытались попасть в помещение через чердак, напугав больных детей и их родителей и обеспокоив животных. Руководство дельфинария во главе с директором Л.М. Мухаметовым немедленно обратилось в прокуратуру, в штаб противодействия рейдерству при Правительстве Москвы и в Общественную палату.
В данный момент возбуждено уголовное дело в отношении лиц, совершивших погром в офисе. Директор ООО «Утришский дельфинарий» Лев Мухаметов — видный ученый, автор 140 научных работ. В 80-х годах прошлого века первый дельфинарий был образован на базе Утришской морской станции Академии наук, а впоследствии, после распада СССР, было создано ООО «Утришский дельфинарий», в состав которого в настоящее время входят 6 филиалов в разных городах России. Годами в дельфинарии складывался творческий коллектив единомышленников - тренеров, ученых и ветеринаров. Кроме большой просветительской работы и представлений для широкой публики, велись научные исследования, финансируемые «Утришским дельфинарием», в том числе совместные работы с учеными многих стран. Проводилась дельфинотерапия, более сотни детей-инвалидов получили неоценимую помощь в преодолении своих заболеваний.
Специалисты московского и сочинского дельфинариев наотрез отказались работать под руководством захватчиков-дилетантов. Тогда новоиспеченный «директор» Аверин заявил, что «незаменимых не бывает». Но это не так! Только самоотверженные люди, которые всю жизнь посвятили общению с морскими млекопитающими, которые их любят и понимают, могут работать с ними. Их надо кормить, лечить, поддерживать необходимый состав воды, а ныне это делать невозможно. Ветеринара Елену Родионову, которая в течение десяти дней не покидала дельфинарий, заботясь о зверях днем и ночью, сейчас не пускают в помещение. На место квалифицированных профессионалов поставили привезенных с юга помощников тренеров. Состав водной среды меняется в худшую сторону, ставя под угрозу жизнь дельфинов.
Президент Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что пора положить конец рейдерским захватам. Готовится проект федерального закона о противодействии рейдерству. А пока от захватчиков
страдают беззащитные животные, которые благородно служили людям, даря нам здоровье, хорошее настроение, сея семена добра в детские сердца.
Интересы узурпаторов понятны: в собственности ООО «Утришский дельфинарий» земля на Сочинском морском побережье. Нельзя допустить обогащения кучки стяжателей ценой гибели уникальных обученных зверей! Призываем руководителей нашего государства, властные структуры защитить труды ученых и спасти животных.
Ольга АРНОЛЬД,
писатель, кандидат психологических наук
СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ: И опять о дельфинарии
А еще мы помещаем у себя публикацию с сайта «Человек и человековедение» (http://ocheloveke.narod.ru/). Этот сайт представлен в «Обывателе» второй раз. Хотим напомнить, что его создатель и автор Владимир Иванович Деревянко был первым, кто предложил нам такое сотрудничество и тем самым подал саму идею раздела ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ/СОБРАТЬЯ.
В.И. Деревянко
ДАЛЕКИ ЛИ ЛЮДИ ОТ ЖИВОТНЫХ?
ДАЛЕКИ ЛИ ЛЮДИ ОТ ЖИВОТНЫХ?
1. Животное и человек - сходство и отличия
Некоторым людям вопрос, вынесенный в название статьи, может показаться неуместным и даже кощунственным, однако, для его постановки есть серьезные основания. При видимом сходстве человека и обезьяны и их геномы настолько близки, что впору удивиться тому, почему не все люди принимают теорию Дарвина, считая ее принижением человека, как творения Божьего или посланца внеземной цивилизации. Биология человека и животных так схожи, что рефлексы изучают на собаках, кровообращение на лягушках, а многие эффективные лекарственные средства были разработаны, благодаря опытам на обезьянах, кроликах или крысах. Самое же неприятное для человеческого достоинства состоит в том, что сходство и в организации жизни так велико, что непросто узреть различия и, особенно, преимущества человека... Разумеется, нельзя не видеть научно-технических и экономических достижений людей, но в их отношениях между собой и природой имеет место примерно то же, что и в животном мире. И от этого никуда не денешься... Может быть это не так важно? Пожалуй, если забыть о том, что человек в отличие от животных - разумен...
Когда человек - животное и когда - человек? И всегда ли человек - человек? И что означает быть человеком? Надо ли говорить, что процесс за/рождения человека и животных-млекопитающих подобны, более того, человек рождается животным, которое в благоприятных условиях становится в той или иной мере человеком. Эта оговорка не случайна потому, что, если ребенок родится среди животных, его разум не "включится" и он никогда не станет человеком. Из этого следует, что важнейшим отличием человека от животного является наличие развитой психики и ее вершины - разума. При этом последний имеет важную особенность - его надо развивать и постоянно тренировать, как и мышцы. Но, если тело развивается, как бы само по себе, движимое внутренней энергией развития и необходимостью удовлетворения потребностей, то разум, даже если он включился, надо регулярно подпитывать новыми знаниями и тренировать в решении все более сложных задач. В противном случае в сознании формируется и увеличивается "черная дыра потребления", которую трудно преодолеть, ибо это требует дополнительных усилий, а разум не развивается или деградирует и нуждается в "костылях" - знаниях, подсказках, замыкаясь на обеспечении потребностей тела через его удовольствия, что есть ни что иное, как животная жизнь...
По-видимому, определяющим человеческое начало является не только наличие разума-интеллекта, его развитие и высокий потенциал, но регулярная духовная деятельность, - то самое, что определяет небольшие отличия геномов человека и обезьяны. Но, в чем выражается духовность или разумность человека? В достижениях искусства, науки и техники, творчестве или более сложной организации, повышении комфортности и увеличении продолжительности жизни, множестве полезных вещей и разнообразных знаний? Наверное, но не только в этом. Важнейшим проявлением разумности человека является его стремление к самопознанию и наилучшей самореализации, как и организации жизни в социуме и природе. Именно в таком контексте наиболее очевидны и духовность человека и его преимущество над животными, которые, впрочем, неоднозначны и в неравной степени присущи людям. Увы, в жизни пока торжествуют сила-животное начало и выражающее его потребление, а в организации жизни и использовании ее ресурсов мир людей очень сильно пересекается с животным миром.
Что же можно отнести к явным признакам человека? Первое: включенный разум. Второе: разум, осуществляющий самопознание или познающий сущность человека и помогающий ему реализовать ее наилучшим образом вместе с другими людьми и в гармонии с природой. Третье: развитый и активно работающий разум в направлении рационализации жизни и ее ресурсов. Все это, разумеется, не случайно, ибо человек, как существо разумное и биосоциальное, должен, и это - его жизненная необходимость /ЖН/, с помощью разума познавать свою сущность и выражающий ее или имманентный ей смысл жизни и адекватно и рационально организовать свою жизнь индивидуально и в социуме, в пространстве и во времени. У животных нет смысла жизни, который осознается разумом, и в их сознании - огромная и непреодолимая "черная дыра потребления", которая определяется инстинктами. Развитый разум и духовность, как способность к самопознанию и наилучшей самореализации в окружающем мире людей и природы, есть то, что отличает человека от животного и в главном определяет его сущность.
2. Человек, его разумная сущность и развитие
Животные, руководствуясь инстинктом и примитивным разумом, в своем ареале обитания естественно реализуют видовые задачи. И только неординарные события и катаклизмы нарушают природную заданность их поведения. У человека, как высшего млекопитающего, биологическая составляющая жизни дополняется психической и это делает его и сильнее и слабее животного... Сильнее потому, что благодаря разуму и создаваемым с его помощью орудиям труда, он может иметь и использовать эффективнее для своей пользы гораздо большие ресурсы, слабее - потому, что большие ресурсы требуют больших и совместных с другими людьми усилий для производства и управления ими и при недостаточной разумности отчуждают человека от природы и своей сущности, приводя к нарушению биологического и социального равновесия существования. Имея разум, человек способен знать чего и сколько ему необходимо и рационализировать жизнь и ее ресурсы, тем не менее, большинство людей ориентировано на увеличение ресурсов и получение выгоды и преимуществ перед другими людьми, а не на собственное развитие и рационализацию действий в социуме и природе. Увы, пока разум человека не в состоянии преодолеть власть инстинктов и потребительства...
Определяя разумное поведение как приведение потребностей человека в соответствие его сущности, естественно опереться на нее. Именно сущность задает мотивационную основу поведения человека, предопределяя ЖН и полезность его самопознания и оптимальной самореализации. Но, что такое сущность человека и почему так по-разному определяют ее философы? Может быть из-за каких-то существенных различий людей и, как следствие, интересов и устремлений, что означает и смыслов их жизни?.. А может быть из-за того, что их сущность можно реализовать по-разному - от примитивного до совершенного. Анализируя действия человека как результирующую взаимодействия тела и духа между собой и с другими людьми и окружающей природой с точки зрения его необходимости и пользы, можно приблизиться к пониманию того, что стоит за каждым его действием и что предопределило именно этот результат, а не какой-либо другой. В противном случае не удивительно ограниченное восприятие человека и смысла жизни через его тело или психику, имея в виду первичность духа или материи.
Но тело - это потребление, движение и действие, обмен веществ и взаимодействие с окружающим миром, формирование и распределение жизненной энергии. А дух, разум? Эта управляющая субстанция и функция, реализуемая мозгом и нервными волокнами, обеспечивающих формирование сознания, которое возникает в теле для его наилучшего воспроизводства и развития во времени и в пространстве /вспомним ребенка/, как дополнение и развитие инстинкта животного! Сколь совершенным ни был последний, разум способен помочь человеку не только лучше управлять своими действиями, но сознавать и оптимизировать свои потребности, улучшать себя и рационализировать взаимодействие с окружающим миром людей и природы! Эта присущая человеку возможность и есть то, что в значительной степени определяет его сущность и духовное - собственно человеческое начало, которое позволяет человеку подниматься над животным и стихийным естественным отбором!
При этом одним из важнейших оснований сущности человека и условий его существования является развитие, как последовательное раскрытие или реализация сущности. Чем лучше человек реализует себя, то есть сознает свои сущность и осуществляет ЖН, тем выше уровень его развития. Развитие человека - весьма многогранное явление и понятие. Оно реализует некую внутреннюю биоэнергию поступательного проявления его сущности и является имманентной ей.
С другой стороны развитие человека производно его разумности, степени обеспеченности жизненными ресурсами, удовлетворения потребностей и оптимальности индивидуальных действий и взаимодействию с окружающим миром. Что за этим стоит и как это лучше понять? Если вспомнить о животном происхождении человека, о чем свидетельствует несколько десятков рудиментов в его организме, нельзя не отметить того, что в отличие от своих предшественников он способен не только сознавать себя, свои ЖН и пользу, но и влиять на свое развитие. Потому, если сравнить изменения в мире животных и людей за исторический период развития человека, то нельзя не видеть очевидного застоя у животных и существенных изменений в жизни людей. При этом их содержание и формы объективно отражают меру познания и реализации их сущности, которые производны разумности и совершенству людей.
3. Далеко ли люди ушли от животных и как увеличить их отрыв?
Чтобы понять, как далеко в своем развитии люди ушли от животных, следует обратиться к человековедению, которое исходит из того, что человек имеет свою природную основу-сущность, логику и динамику ее осуществления, которые постепенно проявляются в определенных форме и содержании и реализуются во времени и пространстве, в социуме и природе. Для лучшего понимания того, о чем идет речь, нелишне ассоциировать развитие человека с растением, например, с деревом, которое при наличии всех факторов роста эффективно развивается и растет свободно, широко раскидывая свои ветви. В противном случае и дерево в густом лесу и неблагоприятных условиях угнетается и чахнет, и человек среди людей и проблем развивается не вполне и не всегда и хорошо живет свой век.
Человековедение обосновывает адекватность социальных отношений, как, впрочем, и обеспеченность жизни ресурсами и энергией, развитию и разумности людей, что позволяет судить и о том, как далеко люди ушли от животных.
В отличие от животного развитие человека - процесс сознаваемый и его важнейшей целью является осуществление ЖН! Если человек вполне сознает ее своим разумом и осуществляет своим телом, ему не надо ждать чьих-то милостей или благоприятного случая, - он будет позитивно, адкватно сущности, развиваться и совершенствоваться, стремясь ко все большей полезности своих действий. Коль скоро процесс развития человека, как и сама его сущность, имеет управляемую разумную основу, реализуемую людьми на разных уровнях в определенных формах, естественно их выделять, анализировать и оптимизировать. С этой целью весьма важно попытаться конкретнее определить особенности и уровни развития человека, ведь последнее и есть то самое, что выделило его из животного мира и сделало человеком!
Развитие человека - важнейший процесс и характеристика его жизнедеятельности, которые позволяют делать некоторые весьма важные выводы о нем самом, достижениях социума и о состоянии цивилизации Земли в целом. Как и другие процессы в природе, развитие человека происходит в определенных формах и соотносится с обеспеченностью его жизни ресурсами. Будучи важнейшим процессом его жизни, развитие человека имеет свои цели и содержание, составные элементы и уровни.
Наиболее важными являются оценки развития человека по степени адекватности его сущности и содержанию действий. Первая из них может быть установлена по соответствию вектора развития его целям, выражением которых является высшая польза /ВП/, а вторая - по тому, как он осуществляет ЖН. Не забывая о том, что человек - существо социальное, его развитие безусловно необходимо соотносить с развитием и организацией социума, которые являются важнейшим фактором и производной его индивидуального развития. Рассматривая структуру важнейших процессов осуществления ЖН под углом зрения его сущности и ВП, Чел выделяет четыре уровня развития человека и социума: примитивный, корыстно-хозяйственный, организованный и совершенный. Каждому из них соответствуют определенные цели развития, представления о ЖН и ВП и степени их осуществления и достижения, формы и уровни самоорганизации человека и организации социума, способы производства и использования жизненных ресурсов и энергии и т. д.
Итак, насколько далеки сейчас люди от животных? Определенные уровни развития и адекватные им действия - это обоснованные человековедением ступени прошедшего, реалии настоящего и вероятные перспективы развития и совершенствования человека и его сообщества и реализации возможностей, заложенных в его сущности. Кстати, чтобы не думать об иллюзорности такой стратификации развития человека, стоит обратиться к развитию ребенка и увидеть, как похоже изменяются его интересы и цели по мере его развития!.. Если исходить из приведенной стратификации развития, можно говорить о неравномерности развития отдельных людей, племен, народов и стран, среди которых есть и примитивные племена, развивающиеся и высокоразвитые страны. Общий уровень развития человека и социума, которому адекватен капитализм, соответствует второй ступени, говорящей о том, что впереди - уровни развития, соответствующие организованному и совершенному поведению человека. Из этого следует, что человек по уровню разумности, определяющего его развитие, ушел пока не очень далеко от животных, коль скоро в его действиях нередко торжествует сила, а не разум.
Общеизвестно, что человек тем разумнее, чем лучше и системнее организует свою жизнь и чем дальше в социуме, во времени и в пространстве ее видит. Если при этом он считается с интересами других людей, то выстраивает свои действия по некоторым правилам, следование которым, подкрепленное религиозными, нравственными и идеологическими установками, делает его более разумным и человечным. От того, как люди понимают и реализуют свою ЖН и пользу, то есть, чем более намерение или деяние человека сообразно его сущности и выражающей ее ВП, тем выше уровень его развития и рациональнее взаимодействие с людьми и природой. Таким образом, в развитии, адекватном его сущности, человек становится разумнее, совершеннее и человечнее, все более отдаляясь от своих животных предков.
4. Как определить уровень развития человека?
Чтобы это сделать, хорошо бы понять и принять изложенное выше и опереться на информацию следующую ниже.
А. Развитие людей может отличаться по уровню и составляющим, которые прежде всего определяются степенью их самопознания /СП/ и реализации сущности /РС/, что вместе по-крупному составляет ЖН. Отмечая важность СП, следует заметить, чем менее человек знает свою сущность, тем ниже уровень его развития и наоборот. Говоря о РС, - чем лучше человек реализует свою сущность, тем эффективнее его развитие по определению и тем более высоким должен быть уровень СП.
Б. Следующая ниже стратификация, разработанная в человековедении, применима и для развития конкретного человека и исторического развития человека с небольшими оговорками. Соотнося нижеследующее со своими представлениями и понятиями, можно в первом приближении оценить и свое развитие и развитие других людей, которых хорошо знаете, и развитие целых народов и стран... Все, и жизнь и развитие тоже, познается в сравнении. Итак, сравнивайте уровни развития:
1/ ПРИМИТИВНЫЙ: основная цель и ЖН человека - выживание, представление о ВП отсутствует. Самоорганизация /СОРГ/ и уровень хозяйствования, производства и использования жизненных ресурсов и энергии /ЖРЭ/ низкие, самовоспроизводство /СВ/ примитивно с преобладанием потребления, РС всех уровней и особенно социального и общечеловеческого неэффективна или отсутствует, самоотчуждение /СО/ и разобщение /РО/ людей очень велики, социальная организация несовершенна и несправедлива, взаимодействие с природой нерационально, безопасность и продолжительность жизни низки;
2/ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ /корыстный/: важнейшие цели, реализующие ЖН человека - выживание, под ВП подразумевается обогащение и достижение господства над людьми и природой. СОРГ растет, но неравномерно у всех людей, производство ЖРЭ не вполне достаточно, а использование неоптимально, СВ многих людей не обеспечено и нормализовано и в нем преобладает потребление и при возможности накопление, индивидуально-профессиональная РС успешных людей близится к норме при недостаточной реализации социального и видового уровней, СО и РО людей высокие, социальная организация неоптимальна, безопасность жизни, в том числе экологическая, недостаточна;
3/ ОРГАНИЗОВАННЫЙ: жизненные цели и ЖН - СП и РС в ее развитии, что определяет смысл жизни и пользу человека. СОРГ включает задачи рационализации взаимодействия с социумом и производства и использования ЖРЭ, которых производится достаточно. СВ расширяется и нормализуется, а РС по мере возможностей осуществляется по всем уровням - от индивидуального до общечеловеческого /видового/. СО и РО имеют тенденцию к снижению, основной принцип социальной организации - обеспечение эффективной РС и безопасности каждого человека и стремление к оптимальному развитию людей и совершенствованию организации социума и его взаимодействия с природой;
4/ СОВЕРШЕННЫЙ: жизненные цели - осуществление ЖН и достижение ВП. СОРГ высока, производство и использование ЖРЭ оптимальны, РС высокоэффективна во всех ее сферах, СВ - нормальное, обеспечивающее развитие, СО и РО минимальны /стремятся к нулю/, важнейший принцип социальной организации - все для улучшения вида человека и его непрерывного развития и совершенствования в гармонии с окружающим миром людей и природы, безопасность жизни каждого человека высока, продолжительность и пространство жизни человека увеличиваются /стремятся к бесконечности/.
Комментариев нет :
Отправить комментарий